Коммуникационный холдинг «минченко консалтинг. «Минченко консалтинг»: Владимир Путин стремится ослабить влияние близких к нему элит Коммуникационный холдинг «минченко консалтинг»




Доклад «Минченко консалтинг»: «Политбюро 2.0» накануне перезагрузки элитных групп». Часть 2
Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг» представляет продолжение исследования «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0»

Реагируя на внутренние и внешние вызовы, стоящие перед властным режимом, Владимир Путин и его соратники по «Политбюро 2.0» будут осуществлять перезагрузку элиты, меняя как ее персональный состав, так и механизмы рекрутирования новых членов. Причем одним из внутриэлитных рисков, которые к этому подтолкнут, является борьба за место премьер-министра как «автоматического преемника» в случае какой-либо трагической случайности с Путиным. Так считают руководители экспертного холдинга «Минченко консалтинг» — президент Евгений Минченко и глава аналитического департамента Кирилл Петров, о подвижках в путинском ближайшем окружении.

Другие варианты ухода Путина в принципе не рассматриваются, подчеркивают эксперты: верхушка элиты настроена на то, что его полномочия продлятся и после 2018 года. Однако все политические игроки, включая президента, создают для себя дополнительные плацдармы, говорится в документе.

В числе альтернативных фигур преемника Медведева авторы называют бывшего министра финансов Алексея Кудрина (у него наибольшие шансы в случае провала нынешнего правительства), мэра Москвы Сергея Собянина, министра обороны Сергея Шойгу и лидера партии «Гражданская платформа» Михаила Прохорова. При этом так называемая «медведевская коалиция» образца 2010-2011 года, включающая «либералов», находится в процессе распада и ищет пути политического выживания премьера Медведева как кандидата в президенты в 2018 году, полагают аналитики.

Нынешняя модель управления, в том числе линия, выбранная Кремлем в качестве тактического ответа на протестные акции 2011-2012 годов, неизбежно наткнется на препятствия. Ее эффективность будет исчерпана не позднее 2014-2015 годов, что потребует перехода к новой политике, предрекают докладчики.

Перечисляя множество макроэкономических и внешнеполитических факторов и рисков, Минченко и Петров выделяют главные «тренды», на которых, как они считают, будет строиться политическая стратегия Путина. В первую очередь, это удержание территориальной целостности России, что президент воспринимает ни много ни мало как свою персональную миссию, отмечают эксперты.

Также Путин стремится обеспечить в своем «политбюро» такой баланс сил, при котором любое выгодное ему решение проблемы-2018, включая как собственное выдвижение, так и выдвижение преемника, не встретило бы возражений и противовеса. К этому добавляется стремление оградить элиту от внешнего воздействия, сохранить высокий уровень личной популярности у населения и обеспечить стабильный геополитический вес России, попутно усиливая ее влияние на постсоветском пространстве.

В «Минченко консалтинг» убеждены, что от Путина не стоит ждать никаких принципиально новых технологий и методик: вопреки устойчивому реноме непредсказуемого политика, он будет решать поставленные задачи «проверенными» способами, к которым неоднократно прибегал за все время нахождения у власти. Одна из таких технологий — «заблаговременная победа», которая строится на принципе безальтернативности. Она неизменно приносила Путину нужный результат, начиная с 1999 года, когда его последующее избрание президентом стало практически безальтернативным после назначения премьером при Ельцине и добровольной отставки последнего.

Еще один проверенный способ достижения поставленных целей — «выравнивание элит». Путин внимательно следит за тем, чтобы ни одна из групп не приобретала чрезмерного влияния и, если надо, ослабляет те, которые грозят «вырваться вперед». Причем делает это так, что лидеры таких групп не теряют лояльности и остаются в числе доверенных лиц. Так в свое время была ослаблена группа Игоря Сечина, хотя сам Сечин свои позиции сохранил. А теперь идет процесс ослабления группы Медведева, начавшийся с отставки его «креатуры» Анатолия Сердюкова. Путин остановит этот процесс тогда, когда сочтет, что элиты «сбалансированы», делятся наблюдениями аналитики.

Докладчики выделяют и такую важную методику, как «бесконечное тестирование преемников». Эксперты подводят к мысли, что Путин дал Медведеву грубо говоря «поиграться в президента». Но к концу единственного срока Медведева на этом посту стало ясно, что реальным преемником он так и не стал. На их взгляд, уже фактически начата новая гонка преемников, в которую в ближайшие годы будут вступать все новые участники. Как считают Минченко и Петров, в частности, за эту роль могут побороться губернаторы, успешно прошедшие через выборы.

Однако пока вторым лицом в государстве и автоматическим преемником Путина в условиях нештатной ситуации остается Медведев, вокруг которого группируются игроки, стремящиеся сохранить элементы тандемократии. Им противостоит коалиция, выступающая за окончательный демонтаж тандема и максимальное сохранение Путиным единоличного политического доминирования. «Лидером» этой второй группы эксперты называют Сечина. По их мнению, именно между этими двумя полюсами внутри «Политбюро 2.0» происходит основное противоборство.

Примечательно, что в стремлении Медведева показать себя самостоятельной политической фигурой, альтернативной Путину, эксперты видят слабость его позиции. Они дают такой совет: «Чем скорее Медведев поймет, что оптимальной для него политической стратегией является роль «технического премьера», демонстрирующего максимальную лояльность по отношению к своему патрону и отсутствие амбиций, тем выше его шансы сохраниться на нынешнем посту до 2018 года».

Эксперты показали, когда и какие именно политические шаги может предпринять Путин до 2018 года. Так, реорганизация правительства (с отставкой Медведева или без нее) может произойти, по их мнению, с 2013 по 2015 годы, хотя вероятность отставки премьера будет сохраняться с 2014 по 2018 год. Судьба следующих президентских выборов, в соответствии с упомянутой методикой «заблаговременной победы», будет решена заблаговременно — в 2016-2017 годах, считают аналитики.

Эксперты посулили скорую "перезагрузку" элитных групп. Анализ новых "раскладов" во властной верхушке представил коммуникационный холдинг "Минченко консалтинг" в продолжение исследования "Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0", передает корреспондент Накануне.RU . Его авторы приходят к выводу, что в течение года не исключена реорганизация кабинета министров, в ходе которой ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров.

В предыдущем докладе, напомним, была предложена концепция правящей элиты России как специфического аналога советского коллективного властного органа - Политбюро ЦК КПСС, ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса. В своем анализе эксперты исходят из того, что российская власть — это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. И роль Владимира Путина в этой системе пока остается неизменной - это роль арбитра и модератора, но арбитра влиятельного, слово которого в конфликтных ситуациях остается решающим.

За время очередного президентского срока Путина основным объектом критики со стороны бизнеса, политических элит и со стороны самого президента было Правительство Дмитрия Медведева, а интенсивность смены министров в первые несколько месяцев работы кабинета оказалась беспрецедентной, отмечают политологи.

Значительно укрепила свои позиции внутри Политбюро 2.0 корпорация силовиков . В число кандидатов в члены Политбюро вернулся глава Службы Внешней Разведки Михаил Фрадков. Новый глава Минобороны Сергей Шойгу приобрел статус полноправного члена Политбюро 2.0. По мнению авторов доклада, руководители силовых министерств и ведомств, которые ранее входили в орбиты влияния главы "Роснефти" Игоря Сечина и председателя правительства Дмитрия Медведева, продолжают дистанцироваться от своих бывших патронов.

Кроме того, выросла роль судебной власти как одного из инструментов выстраивания внутриэлитного баланса, что выразилось во вхождении в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 руководителей Верховного Суда Владимира Лебедева и Высшего Арбитражного Суда Антона Иванова .

Политбюро 2.0 (кликните для увеличения)

Формирование внутриэлитной коалиции (Сергей Чемезов, Сергей Иванов, Дмитрий Рогозин, Игорь Шувалов) , добившейся отставки министра обороны Анатолия Сердюкова (естественно, вышедшего в результате из состава Политбюро 2.0), проходило при активном участии председателя совета директоров ОАО "Газпром" Виктора Зубкова, вернувшегося таким образом в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 .

Отмечают эксперты и низкое влияние губернаторского корпуса на политическую повестку . В региональный блок в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли только двое из действующих глав регионов - главы Татарстана Рустам Минниханов и Чечни Рамзан Кадыров. Ухудшились позиции губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, на глазах превращающегося в "хромую утку". В то же время на роль региональных тяжеловесов сегодня могут претендовать трое полномочных представителей президента в федеральных округах - Александр Хлопонин, Виктор Ишаев и Александр Беглов. Двое из них - бывшие губернаторы, имеющие при этом статус членов Правительства (в качестве вице-премьера и министра соответственно).

Новым кандидатом в члены Политбюро 2.0 в техническом блоке стал Юрий Трутнев , который чрезвычайно быстро нашел себе в рамках Госсовета новую нишу модератора региональных разногласий.

Законодательная лихорадка осенней сессии 2012 года заставила авторов исследования пересмотреть функциональные роли некоторых кандидатов в Политбюро 2.0. Так, руководители обеих палат парламента были перемещены в "новый Секретариат ЦК" , тогда как заместители главы Администрации Президента Алексей Громов и Дмитрий Песков проявили себя не как исполнители, а скорее как идеологи, поэтому были перемещены в Политический блок кандидатов в члены Политбюро 2.0. Важнейшей функцией представителей этого блока является проработка альтернативных способов управления, включая идеологические, без изменения основ существующей политической системы.

Сферы влияния

В числе кандидатов в Политбюро 2.0 от бизнеса произошло одно изменение. Андрей Костин был включен в список, чтобы обеспечить присутствие представителей всех четырех системообразующих банков: Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Россельхозбанка.

Бизнес-блок Политбюро 2.0, как отмечается в докладе, демонстрирует стабильность. Значимых переделов собственности не намечается, место криминальных разборок заняли высокие лондонские суды, разбирающиеся с активами в офшорах. Более того, урегулирование конфликта вокруг Норникеля показало, что достичь компромисса можно не только в ходе зарубежного судебного процесса. После ухода с поста руководителя компании Владимира Стржалковского вырисовывается стратегический блок трех крупных бизнесменов из 1990-ых: Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Романа Абрамовича . Немаловажно и то, что крупномасштабная программа приватизации, по мнению авторов исследования, выпала из числа первоочередных задач, а политическая риторика возвращения выведенных из России активов так и остается риторикой. Государство лишь наращивает свое активы, как это произошло в сделке по покупке ТНК-BP. В результате сделки с Роснефтью Альфа-групп и Виктор Вексельберг получили внушительные свободные финансовые средства, что создает им дополнительные возможности для маневра.

Оценивая же ресурсный потенциал полноправных членов Политбюро 2.0, эксперты отмечают, что председатель правительства и номинальный лидер "Единой России" Дмитрий Медведев , сохраняя первое место по объему ресурсов, после ухода Анатолия Сердюкова утратил часть влияния на силовиков , а в результате расплывчатого имиджевого позиционирования ухудшил свои рейтинговые показатели .

На подъеме находится тандем главы Администрации Президента Сергея Иванова и главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова , усиливший свое влияние на административный аппарат и силовые структуры.

Занимающийся политическим менеджментом Кремля Вячеслав Володин в результате успеха на октябрьских выборах и постепенного затухания протестной активности такжеукрепил свои позиции.

Новичок в Политбюро 2.0 Сергей Шойгу демонстрирует впечатляющий рост рейтинга и у населения, и у элитных групп, особенно региональных.

Впрочем, административное влияние Шойгу в его предыдущих вотчинах (МЧС и Московская область) ограничено достаточно высокой самостоятельностью преемников. В частности, кадровая политика и.о. губернатора Московской области Андрея Воробьева говорит о том, что он сегодня находится в орбите влияния Геннадия Тимченко , отмечают авторы доклада.

Тандем бизнесменов Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука сохраняет устойчивые позиции в окружении Владимира Путина. Тем не менее, ситуативное примирение Тимченко и Игоря Сечина вряд ли продлится долго, учитывая системный характер возглавляемых ими компаний.

Мэр Москвы Сергей Собянин , несмотря на ряд принятых им непопулярных решений, продолжает оставаться в обойме кандидатов в преемники и премьер-министры.

Ситуативное снижение влияния главы "Роснефти" Игоря Сечина, по мнению политологов, связано с изменением его статуса, влекущим за собой снижение административного и силового ресурса, а также с большим количеством конфликтов внутри отрасли, в которые он вовлечен.

Что касается повестки внутриэлитной борьбы, то, по мнению авторов исследования, высока вероятность новой атаки на руководство "Газпрома" с целью реорганизации компании. Позиции Алексея Миллера в последнее время ослабли в связи с угрожающей позициям "национального достояния" сланцевой революцией и частичной потерей рынков сбыта российского газа. Поэтому может быть реанимирована активно продвигавшаяся ныне главой "Сбербанка" Германом Грефом идея о реструктуризации "Газпрома".

А попыткой снятия конфликтов в рамках Большого правительства является практика регулярных отчетов министров перед президентом о ходе выполнения его указов.

"В течение года не исключена реорганизация кабинета министров, в ходе которой ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров", - заключают авторы исследования.

Доклад

«Политбюро 2.0» накануне перезагрузки элитных групп

Январь 2013 г.

Коммуникационный холдинг «Минченко консалтинг » представляет продолжение исследования «Большое правительство Владимира Путина и Политбюро 2.0» . Доклад представляет интерес для региональных элит, российского бизнеса и иностранных инвесторов .

Часть 1. Динамика элитных групп внутри Политбюро 2.0

В предыдущем докладе нами была предложена концепция правящей элиты России как специфического аналога советского коллективного властного органа - Политбюро ЦК КПСС, ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса. В своем анализе мы исходим из того, что российская власть - это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. И роль Владимира Путина в этой системе остается неизменной - это роль арбитра и модератора , но арбитра влиятельного, слово которого в конфликтных ситуациях, по крайней мере, пока, остается решающим.

Формирование вокруг Владимира Путина Большого правительства (включающего в себя собственно правительство и Администрацию Президента), с дублирующимся функционалом и разнородным по профессионализму и клановому представительству составом привело, с одной стороны, к росту влияния лично президента, но, с другой стороны, к замедлению принятия стратегических решений и снижению их качества.

При этом основным объектом критики со стороны бизнеса, политических элит и со стороны самого президента было, а интенсивность смены министров в первые несколько месяцев работы кабинета оказалась беспрецедентной.


В то же время стоит отметить, что пробуксовка работы правительства была связана в том числе и с рядом объективных причин. Среди них:

· Противоречивость предвыборных обещаний президента. В частности, трудно сочетаются задачи создания 25 миллионов новых высокопроизводительных рабочих мест и поэтапного повышения заработной платы работников бюджетной сферы до 200 % от средней по региону. Раскритикованная президентом задержка с подготовкой концепции пенсионной реформы связана в том числе и с тем, что существуют сложности с согласованием бюджетных показаний и заданных параметров повышения пенсий;

· Выработка «с колес» политической стратегии власти по отношению к протестным группам общественности. Только к моменту оглашения Послания Президента Федеральному Собранию эта стратегия окончательно оформилась (игнорирование и маргинализация либеральной части протеста, интеграция в официальную риторику власти части риторики националистов и рост социальных выплат для привлечения на свою сторону социально мотивированных протестников);

· Нивелирование роли парламента и перевод его в режим департамента по утверждению решений исполнительной власти.

Решения, которые принимались быстро и без общественного и экспертного обсуждения, на этапе реализации уже начали давать сбой. К примеру, министр юстиции Александр Коновалов заявил, что не знает, как администрировать Закон об иностранных агентах. Принятое в комплексе с бюджетом решение о повышении пенсионных выплат за работников вредных производств резко увеличило фискальную нагрузку на бизнес и на ряд бюджетных организаций (в то время как в пояснительной записке к закону было отмечено, что дополнительных расходов федерального бюджета не потребуется).

Однако правящей коалиции удалось в целом решить тактические задачи, которые она перед собой ставила:

1. Удержать в управляемых рамках политический протест;

2. Обеспечить приемлемые показатели «партии власти» на региональных выборах октября 2012 г.;

3. Снизить потенциал внешнего влияния на российскую элиту (видимо, в этой же логике было и выдвижение антитабачного закона, посольку именно лобби табачных ТНК до недавнего времени было самым влиятельным иностранным лобби в российских органах власти).

Использование риторики внешней угрозы, силовых структур и антикоррупционной кампании для решения внутриполитических задач привело к серьезным подвижкам внутри Политбюро 2.0. Значительно укрепила свои позиции внутри Политбюро 2.0 корпорация силовиков. В число кандидатов в члены Политбюро вернулся глава Службы Внешней. Новый глава приобрел статус полноправного члена Политбюро 2.0. Руководители силовых министерств и ведомств , которые ранее входили в орбиты влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина и председателя правительства Дмитрия Медведева продолжают дистанцироваться от своих бывших патронов.

Выросла роль судебной власти как одного из инструментов выстраивания внутриэлитного баланса , что выразилось во вхожении в число кандидатов в члены Политбюро 2.0. руководителей Верховного и Высшего Арбитражного.

В то же время снижение рейтингов президента и премьер-министра (правда, оставновившееся в последнее время) формирует запрос на появление во власти новых фигур – «имиджевых паровозов». В том числе и поэтому резко взлетели внутриэлитные акции Сергея Шойгу, который практически единственный из федеральных политиков демонстрирует в последнее время рост рейтинга доверия среди населения. Также на роль харизиматиков с переменным успехом пытаются претендовать мэр, спикер Совета, вице-премьер Дмитрий Рогозин.


Относительный успех «Единой России» на региональных и муниципальных выборах осени 2012 г. был достигнут в условиях активного использования административного ресурса и относительно низкой явки. Поэтому возрастает влияние фигур, имеющих собственные политические проекты и дополнительные инструменты политического влияния (руководитель «Ростехнологий» Сергей Чемезов, первый заместитель главы Администрации, глава, полномочный представитель президента в Центральном федеральном округе Александр Беглов).

Формирование внутриэлитной коалиции (Сергей Чемезов, Сергей Иванов, Дмитрий Рогозин, Игорь Шувалов), добившейся отставки министра обороны Анатолия Сердюкова (естественно, вышедшего в результате из состава Политбюро 2.0), проходило при активном участии председателя совета директоров Виктора Зубкова, вернувшегося таким образов в число кандидатов в члены Политбюро 2.0.

Стоит отметить низкое влияние губернаторского корпуса на политическую повестку. В региональный блок в число кандидатов в члены Политбюро 2.0 вошли только двое из действующих глав регионов – главы Татарстана Рустам Минниханов и. Ухудшились позиции губернатора Санкт-, на глазах превращающегося в «хромую утку». В то же время на роль региональных тяжеловесов сегодня могут претендовать трое полномочных представителей президента в федеральных округах – Александр Хлопонин, Виктор Ишаев и Александр Беглов. Двое из них – бывшие губернаторы, имеющие при этом статус членов Правительства (в качестве вице-премьера и министра соответственно). Что же касается Беглова, то он умело использует аппаратное влияние, сохранившееся со времен его работы главным кадровиком Кремля.

Новым кандидатом в члены Политбюро 2.0 в техническом блоке стал Юрий Трутнев, который чрезвычайно быстро нашел себе в рамках Госсовета новую нишу модератора региональных разногласий.

Законодательная лихорадка осенней сессии 2012 года заставила нас пересмотреть функциональные роли некоторых кандидатов в Политбюро 2.0. Так, руководители обеих палат парламента были перемещены в "новый Секретариат ЦК", тогда как заместители главы Администрации и Дмитрий Песков проявили себя не как исполнители, а скорее как идеологи, поэтому были перемещены в Политический блок кандидатов в члены Политбюро 2.0. Важнейшей функцией представителей этого блока является проработка альтернативных способов управления, включая идеологические, без изменения основ существующей политической системы.

В числе кандидатов в Политбюро 2.0 от бизнеса произошло одно изменение. Андрей Костин был включен в список, чтобы обеспечить присутствие представителей всех четырех системообразующих банков: Сбербанка, ВЭБа, ВТБ и Россельхозбанка. Стоит отметить, что предправления ВЭБ Владимр Дмитриев не включен в список кандидатов, так как деятельность данного банка курируется лично Владимиром Путиным через первого вице-премьера Игоря Шувалова. Россельхозбанк возглавляет Дмитрий Патрушев - сын кандидата в члены Политбюро 2.0 от юридически-силового блока Н. Патрушева.

В остальном бизнес-блок Политбюро 2.0 демонстрирует стабильность. Значимых переделов собственности не намечается, место криминальных разборок заняли высокие лондонские суды, разбирающиеся с активами в офшорах. Более того, урегулирование конфликта вокруг Норникеля показало, что достичь компромисса можно не только в ходе зарубежного судебного процесса. После ухода с поста руководителя компании Владимира Стржалковского вырисовывается стратегический блок трех крупных бизнесменов из 1990-ых: Владимира Потанина, Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. Немаловажно и то, что крупномасштабная программа приватизации выпала из числа первоочередных задач, а политическая риторика возвращения выведенных из России активов так и остается риторикой. Государство лишь наращивает свое активы, как это произошло в сделке по покупке ТНК-BP. В результате сделки с Роснефтью Альфа-групп и Виктор Вексельберг получили внушительные свободные финансовые средства, что создает им дополнительные возможности для маневра.

Оценивая ресурсный потенциал полноправных членов Политбюро 2.0 (см. таблицу 4), важно отметить следующее:

Председатель правительства и номинальный лидер «Единой России» Дмитрий Медведев, сохраняя первое место по объему ресурсов, после ухода Анатолия Сердюкова утратил часть влияния на силовиков, а в результате расплывчатого имиджевого позиционирования ухудшил свои рейтинговые показатели;

На подъеме находится тандем главы Администрации и главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, усиливший свое влияние на административный аппарат и силовые структуры;

Занимающийся политическим менеджментом в результате успеха на октябрьских выборах и постепенного затухания протестной активности также укрепил свои позиции;

Новичок в Политбюро 2.0 Сергей Шойгу демонстрирует впечатляющий рост рейтинга и у населения, и у элитных групп, особенно региональных. Однако при сложившемся имидже у роста его рейтинга есть потолок (подробнее см. во 2 части доклада ). По мнению некоторых военных экспертов, он уже допустил ряд ошибок на посту главы Минобороны («наступает на все те же грабли, что и Сердюков»). Кроме того, административное влияние Шойгу в его предыдущих вотчинах (МЧС и Московская области) ограничено достаточно высокой самостоятельностью преемников. В частности, кадровая политика и. о. губернатора Московской области Андрея Воробьева говорит о том, что он сегодня находится в орбите влияния Геннадия Тимченко;

Тандем бизнесменов Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука сохраняет устойчивые позиции в окружении Владимира Путина. Тем не менее, ситуативное примирение Тимченко и Игоря Сечина вряд ли продлится долго, учитывая системный характер возглавляемых ими компаний;

Мэр, несмотря на ряд принятых им непопулярных решений, продолжает оставаться в обойме кандидатов в преемники и премьер-министры. Однако рост его влияния ограничивается неудачным стартом членов его команды Виктора Басаргина и Евгения Куйвашева на губернаторских постах в Пермском крае и Свердловской области ;

Ситуативное снижение влияния главы «Роснефти» Игоря Сечина связано с изменением его статуса, влекущим за собой снижение административного и силового ресурса, а также с большим количеством конфликтов внутри отрасли, в которые он вовлечен.

В течение ближайшего года в повестке внутриэлитной борьбы сохранятся уже упоминавшиеся в предыдущем докладе конфликты:

Аппаратная конкуренция за контроль над ТЭК между секретарем профильной президентской комиссии И. Сечиным и профильным вице-премьером А. Дворковичем (и присоединившейся к нему коалиции номенклатурных и бизнес-групп);

Конкуренция вокруг программы «большой приватизации»;

Напряжение между руководством Москвы и Московской области и коррекция контуров проекта «Большой Москвы», что будет усугубляться проведением выборов губернатора Московской области осенью 2013 и Мосгордумы осенью 2014. дополнительные проблемы может создать ухудшение его отношений с Дмитрием Медведевым, вызванное слухами о возможном переходе мэра Москвы в кресло председателя правительства;

Борьба силовиков вокруг создания единого Следственного комитета. Поскольку результат для конкурирующих групп неочевиден, а влияние практически всех силовых структур в последнее время росло, то энтузиастов этой идеи стало меньше. По ряду резонансных дел последнего времени ФСБ пользовалась собственным следствием, не прибегая к поддержке СКР;

Борьба вокруг перезапуска проекта «Корпорации развития Сибири и Дальнего Востока».

Высока вероятность новой атаки на руководство «Газпрома» с целью реорганизации компании. в последнее время ослабли в свзи с угрожающей позициям «национального достояния» сланцевой революцией и частичной потерей рынков сбыта российского газа. Поэтому может быть реанимирована активно продвигавшаяся ныне главой «Сбербанка» Германом Грефом идея о реструктуризации «Газпрома» (к примеру, в формате выделения транспортной составляющей и создания 5-6 добывающих компаний, которые могут быть распределены между основными элитными группами).

Также неизбежна актуализация объективных противоречий между Министерством обороны и производителями военной продукции. Их острота будет во многом зависеть и от политических раскладов и коалиций.

Кроме того, следует отметить новые аппаратные точки напряжения:

Между министрами и экс-министрами, перешедшими на посты помощников президента (наиболее заметно в Минсвязи, Минздраве и Минобрнауки);

Между аппаратом Правительства и помощником президента Эльвирой Набиуллиной.

Попыткой снятия этих конфликтов в рамках Большого правительства является практика регулярных отчетов министров перед президентом о ходе выполнения его указов. В течение года не исключена реорганизация кабинета министров, в ходе которой ряд бывших путинских министров может вернуться в правительство в качестве вице-премьеров.

Евгений Минченко , президент коммуникационного холдинга «Minchenko consulting»,

при участии Кирилла Петрова , руководителя аналитического дипартамента «Minchenko consulting» .

Http://*****/analitika/analitika_27.html

Подробнее во 2 части доклада.

Президент ищет новые форматы управления, чтобы не стать заложником собственного окружения, пришли к выводу авторы новой версии доклада «Политбюро 2.0». Расстановку сил в ближайшем окружении Путина, которое, по аналогии с советской руководящей структурой, в докладе называют «политбюро», традиционно изучило коммуникационное агентство «Минченко консалтинг». Авторы работы обращают внимание на то, что в последнее время в номенклатурных рядах происходят существенные изменения. Причем перестановки идут не один месяц. Они начались еще до выборов в Госдуму. Со своих мест ушли отдельные представители «старой гвардии» главы государства: например, Сергей Иванов, который перестал руководить администрацией президента. Обострилась антикоррупционная борьба. И даже состав Госдумы значительно обновился. Конкуренция среди элит стала серьезнее по нескольким причинам – в том числе, поскольку сам Путин добивается ослабления этого так называемого «политбюро». Как полагают авторы исследования, глава государства стремится к большей независимости и поэтому хочет, чтобы будущая властная конфигурация сложилась на конкурентной основе. По мнению экспертов, за образец для своей кадровой политики Путин взял свой первый президентский срок – «с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом».

Политбюро 2.0: демонтаж или перезагрузка?
Часть первая.
Сокращённая версия

Большое Правительство В. Путина, о котором говорилось в ранее опубликованных докладах из серии «Политбюро 2.0», продолжает свою работу. Перестановки в Администрации Президента призваны снять намечавшийся конфликт между членами Политбюро, работающими в Кремле и членами Политбюро, работающими в Белом доме. Теперь им предложено сотрудничать более плотно. Мы видим, что непосредственно внутри Правительства премьер-министр Д. Медведев чаще руководит работой вице-премьеров, а Президент широко использует комфортную для него прямую коммуникацию с отдельными ключевыми для трёх своих приоритетов министрами и главами корпораций.

Состоявшиеся в сентябре 2016 года выборы в Государственную Думу протекли, казалось бы, бесконфликтно и продемонстрировали приемлемый уровень консолидации активной части общества вокруг Владимира Путина и - с его же собственного согласия - вокруг правящей партии(если причислять к ней, что было бы правильно, и руководство всех существующих парламентских фракций). Несмотря на турбулентность, заданную российской экономике извне (финансовые санкции и падение цен на углеводороды), внутриполитическая инерция «Крымского консенсуса» сохраняется.

В то же время, параллельно и независимо от подготовки к выборам и к их проведению, в высших и в средних эшелонах российской номенклатуры началась перегруппировка сил. На это указывают три момента:

1.Уход в отставку или в действующий резерв ряда ярких представителей «старой гвардии» Путина и высокий уровень внутриаппаратных ожиданий продолжения этого процесса. Заметные кадровые изменения в администрации Президента, в губернаторском корпусе и, отчасти, в Правительстве.

2.Активизация антикоррупционной повестки и более активное использование её во внутриэлитной борьбе, в том числе против антикоррупционных подразделений. Создание и ликвидация правоохранительных структур (Росгвардия и Госнаркоконтроль), одновременно с массовой кадровой ротацией в существующих.

3.Значительное обновление персонального состава большинства Государственной Думы, с точки зрения возрастного, отраслевого и кланового представительства. Важно, что значительная часть этих трансформаций пришлась на период праймериз «Единой России», когда в процессе конкуренции между федеральными и региональными группами влияния был на две трети определён состав будущего парламента и, в том числе, его руководства, начиная с уровня председателей комитетов (своего рода «теневого кабинета министров»).

К факторам, влияющим на обострение внутриэлитной конкуренции, можно отнести:

Сокращение доступной ранее в рамках модели роста ресурсной базы, обновление идеологии и отработка новых технологий аккумулирования и перераспределения ресурсов. Напомним, что «Политбюро 2.0» как неформальный коллективный институт управления сформировался в годы экономического роста и постоянного притока перераспределяемых государством ресурсов;

Нестабильность внешнеполитической конъюнктуры, низкий уровень лояльности и толерантности к руководству России со стороны руководства стран «Большой семёрки» (за исключением Италии и Японии), низкий уровень поддержки с третьей стороны в конфликте с США, срывы в реализации двух-трёх и многоходовок. В силу труднообъяснимой ежедневной мегамедийности Сирийского и Донбасского конфликтов возникает запрос на снижение внешней конфликтности не только у элит, но и у населения;

Предстоящие выборы президента и неизбежное после них «распределение призов», в том числе постов в Правительстве (включая пост премьер-министра) и руководстве крупных корпораций;

Нежелание В. Путина становиться заложником своего окружения и стремление самостоятельно, на конкурсной основе, формировать свою предвыборную коалицию поддержки и будущую властную конфигурацию.

Чтобы это сделать, президенту необходимо ослабить влияние «Политбюро 2.0», которое выполнило свою функцию инструмента демонтажа тандема В. Путин -Д. Медведев и в то же время достигло предела своей эффективности. Стоит задача создания менее амбициозного и затратного, но в то же время более эффективного управленческого механизма.

Первым шагом в этом направлении стала перегруппировка силового ресурса. Проект создания монструозного «нео-КГБ» не состоялся и не мог состояться, поскольку появление в структуре власти «главного силовика» противоречит привычной путинской логике «сдержек и противовесов». Большинство членов Политбюро 2.0 потеряли в силовом ресурсе, а неизбежно усиливающийся в военное время министр обороны С. Шойгу был уравновешен руководителем вновь созданной Росгвардии В. Золотовым.

Поскольку готовой схемы реформы управленческого контура нет, то тестируются различные варианты идеологического обеспечения и рекрутирования кадров для следующей президентской каденции. Причём, судя по последним кадровым решениям, в качестве эталонного (но не обязательно достижимого) образца берётся первый президентский срок В. Путина, с успешными либеральными экономическими реформами и с нормализацией отношений с Западом. А учитывая значимость для В. Путина высокого уровня общественной поддержки, важна реализация изменений при сохранении приемлемого уровня популярности власти. Эта задача может быть возложена на нового спикера Госдумы В. Володина, который участвовал в формировании нового корпуса профессиональных депутатов. Одномандатники в ходе реформ смогут демпфировать проявления недовольства за счёт прямой коммуникации с населением и, вероятно, в ряде случаев перехвата части протестной повестки и оппонирования фракциям, министерствам и региональным властям.

К конкурирующим за ресурсы и за стратегическое влияние центрам компетенций можно отнести:

Старый олигархат, предлагающий себя в качестве источника компетенций и кадров для повышения глобальной конкурентоспособности российской экономики. В госаппарате наиболее комфортным для большого бизнеса партнером остаётся правительственная связка Д. Медведев-А.Дворкович, к которой в наиболее значимых случаях подключается И. Шувалов. Однако управленческие эксперименты, инициированные в результате этого союза (Открытое правительство, «Сколково», Международный финансовый центр в Москве, «Роснано»), пока не показали обещанную эффективность, в том числе из-за высокой зависимости от благоприятного характера внешней конъюнктуры;

Альтернативный интеллектуальный центр «путинского призыва», разрабатывающий свою концепцию продолжения ранее отложенных экономических реформ. В составе этой коалиции выделяются Юрий и Михаил Ковальчуки («Газпромбанк», ФАНО, ЦСР), Алексей Кудрин и Герман Греф. Ставка делается на холодную по отношению к запросам отраслевых лоббистов бюджетно-финансовую политику и умеренную поддержку участия России в неуглеродных сценариях развития глобальной энергетики (в силу чего союзником группы в качестве стратега Ростатома остается С.Кириенко);

Крупные госкорпорации и компании с государственными участием, продвигающие идею повторного воссоздания корпораций-национальных чемпионов, имеющих режим наибольшего благоприятствования со стороны государства без огладки на неэффективность прошлых лет и наличие вполне конкурентоспособных частных компаний. Лидерами в этом секторе являются главы госкорпораций С. Чемезов («хай-тек» двойного назначения и ряд смежных отраслей) и И. Сечин (энергетика, трубопроводный и морской транспорт). Однако ограничителем их экспансии, с одной стороны, является вопрос стоимости менеджмента (на чем ранее «погорел» экс-глава РЖД В. Якунин), а с другой - риск передачи контроля над ключевыми секторами экономики только одной из групп. Поэтому неслучайно В. Путин сохраняет в этих секторах противовесы основным игрокам («Уралвагонзавод» в ВПК, «Газпром», «Транснефть» и «Росатом», оставшийся под неформальным контролем С. Кириенко, в энергетике);

Операторы инфраструктурных проектов (братья и сыновья Ротенберги, Г. Тимченко и Л.Михельсон), продвигающие идею порученных им больших проектов как локомотивов развития. К этой группе с оговорками можно отнести и мэра Москвы С. Собянина, выступающего оператором распределения крупнейшего после федерального столичного бюджета между федеральными элитными группами, и амбициозных руководителей национальных республик (Минниханова и Кадырова).

В. Путин, в свою очередь, пытается обновить состав правящей элиты и тестирует выходцев из различных слоёв:

Молодые технократы, карьерно выросшие в действующей бюрократии и часто по генезису связанные с кем-либо из членов «Политбюро 2.0» (А. Вайно, Д. Мантуров, А. Новак, Т. Воронова и др);

- «Принцы» (выходы из семей правящей элиты), ставящие перед собой задачу позиционирования себя как эффективных технократов. Можно сказать, что эту задачу сегодня выполнили Воробьев, Муров, Ковальчук;

Близкое окружение. В частности, интересен эксперимент с назначением губернаторами ряда выходцев из личной охраны президента;

Младшие партнеры членов «Политбюро 2.0» (Кириенко, Михельсон, Мордашов и тд);

Кандидаты в члены «Политбюро 2.0» и члены ЦК, давно находящиеся в орбите президента на вторых ролях и могущие рассчитывать на продвижение (Д. Козак, Ю. Трутнев, М. Бабич и тд);

Менеджеры секторов экономики, значимость которых возрастает (спорт и спортивная инфраструктура – В. Мутко, сельское хозяйство – А. Ткачев);

Общественные и партийные активисты (в том числе представляющие оппозиционные партии).

Также стоит отметить, что ветераны, уходящие со значимых позиций, не выпадают из обоймы президента, а получают новые, менее статусные позиции (как правило, предполагающие контрольные функции), в рамках которых при определенных условиях могут снова усилиться. Это, в частности, можно отнести к бывшим членам «Политбюро 2.0» С. Иванову и Г. Тимченко, которые в силу личных причин перешли в статус «свободных агентов». В то же время у С. Иванова как спецпредставителя президента обозначился достаточно широкий круг полномочий (в том числе неформальное кураторство министерств транспорта и природных ресурсов), а Г. Тимченко продолжает обладать серьезным финансовым ресурсом и региональной клиентелой.

Вероятно, будут продолжены эксперименты В. Путина с изменением регионального баланса, которые он начал ещё в 2000-е годы привлечением в федеральную команду сильных губернаторов (С. Собянин, Ю. Трутнев, А. Хлопонин). В частности, последние назначения показывают рост представительства выходцев из Поволжья. Не исключено рекрутирование в команду и других представителей региональных элит. Учитывая успешный опыт С. Кириенко по формированию кадрового резерва на посту представителя президента в приволжском округе, можно предположить его высокую активность в этом направлении.

С точки зрения идеологической «правый поворот» осложняется низкой популярностью либеральных идей в обществе. Провал на думских выборах как несистемных либеральных партий («Яблоко», ПАРНАС), так и попыток перезапуска лоялистского проекта «Партии дела» (лидер который пытался ориентироваться на Г. Тимченко и А. Белоусова), казалось бы, ставит крест на перспективах «правого крена» во власти. Однако активизация в последнее время радикально-охранительской риторики создаёт возможность формирования альтернативного полюса на месте недавнего политического центра.

Динамика внутри «Политбюро 2.0» в течение года

Общее влияние «Политбюро 2.0» к концу 2016 года ослабло, в первую очередь за счёт выпадения из него двух ранее влиятельных участников – С. Иванова и Г. Тимченко и демонтажа ранее сложившихся неформальных тандемов Иванов-Чемезов и Ковальчук-Тимченко. Однако это ослабление было частично компенсировано за счёт вовлечения в состав «Политбюро 2.0» новых игроков второго плана.

Кроме того, закономерно усилилось влияние бывших участников элитных тандемов – С. Чемезова и Ю. Ковальчука, олицетворяющих два идеологических полюса – «распределительную коалицию» и «коалицию новой модернизации».

С. Чемезов

За прошедший год увеличилась консолидация военно-промышленного комплекса и ослабли позиции куратора ВПК в правительстве Д. Рогозина, как в аппаратном, так и политическом плане. Близкая к Д. Рогозину партия «Родина» неубедительно выступила на федеральных и региональных выборах. Сам он не смог получить контроля над Роскосмосом, а несогласованные импровизации типа предложения передать «Уралвагонзавод» «Ростеху» выглядели скорее проявлением слабости.

На этом фоне и в условиях роста внешней напряжённости продолжается рост значимости лидера ВПК - главы корпорации «Ростех».

Группа С. Чемезова сыграла роль кадрового ресурса для президента (назначения в администрации президента и глав регионов). Продолжается экспансия в другие сектора экономики - фармацевтика, энергетика и т.д.

В то же время чрезмерное усиление может стать поводом для «выравнивания ресурсов» со стороны президента. Общая уязвимость лидеров госкорпораций и «старой гвардии» также может сыграть свою роль.

Ю. Ковальчук

Группа Ковальчуков может сыграть роль интеллектуальной и кадровой базы для «теневого премьера» А. Кудрина. Но гипотетически новая сборка «правоцентристской коалиции» В. Путина может быть осуществлена и при сохранении действующего премьера, с которым у Ю. Ковальчука традиционно хорошие отношения.

Группа усилила своё присутствие в органах власти (в частности, назначение С. Кириенко) и координирует усилия по выработке экономической программы с А. Кудриным.

С. Шойгу сохраняет относительно высокую популярность. Однако не возникло ожидавшейся позитивной динамики имиджа и возникли репутационные риски в связи с критикой действий Российской армии в Сирии. Можно отметит потерю ряда позиций ставленников Шойгу в регионах. С другой стороны, очевидно, происходит рост значимости позиции Минобороны в условиях роста внешней напряжённости, в том числе закреплённый в нормативных актах.

Д. Медведев получил ореол победителя парламентских выборов (вместе с В. Путиным).

В то же время ряд назначений в правительство представителей других групп влияния (В. Мутко, О. Васильева, новый министр спорта) и аппаратные поражения Правительства по ряду значимых вопросов ослабляют его позиции. Близкие к Д. Медведеву бизнес-группы нарастили своё финансовое влияние. Однако ряд его союзников находится под давлением со стороны силовиков. Информационные атаки на премьера и его окружение и открыто ведущийся кастинг «преемников» также ослабляют имиджевые позиции премьера. Дополнительным риском становится истечение срока обязательств, данных ему В. Путиным в 2011 году.

И. Сечин нарастил своё влияние в отрасли (в частности, реализация комфортного сценария по «Башнефти», ряд кадровых назначений в электроэнергетике). Это способствовало сохранению репутации «серого кардинала» с высоким неформальным влиянием. Однако И. Сечин потерял ряд значимых партнёров в силовых структурах (ликвидация Госнаркоконтроля, увольнения в ФСБ и СКР). Кроме того, глава «Транснефти» отстоял свою автономию от бизнес-задач «Роснефти».

Информационные атаки на Сечина увеличивают риски от общей уязвимости «старой гвардии».

А. Ротенберг сохраняет значимость как ключевой оператор инфраструктурных проектов, особенно в условиях ослабления Г. Тимченко, и роль «короля госзаказа». Ресурсом доя него является возможное использование во внутриэлитной игре в качестве противовеса усиливающимся Ковальчукам. Ключевыми рисками становятся претензии к эффективности аффилированных с группой руководителей госкорпораций и регионов (в частности, РЖД и Санкт-Петербург).

В. Володин оказал высокое влияние на формирование персонального состава Госдумы и руководящих органов ЕР, а также сохранил разветвлённую региональную клиентелу.

Вероятно, ему будет доверена роль оператора перенастройки партийной системы и профессионализации депутатского корпуса. Возможен сценарий усиления Госдумы, как противовеса правительству, и депутатов как демпферов протестных настроений. Однако формально-административный вес группы В. Володина снизился, и риском для него становится снижение неформального влияния за счёт сужения секторов политического администрирования.

С. Собянин продолжает рассматриваться как один из кандидатов в премьер-министры. Его кандидатура комфортна для многих элитных групп, имеющих позитивный опыт в распределении финансовых потоков Москвы.

Наличие второго по величине в стране бюджета после федерального, сохранение региональной клиентелы, в том числе в стратегически значимой Тюменской области, и выстроенная модель обеспечения лояльности либеральной части элиты являются базовыми преимуществами С. Собянина.

Также можно отметить рост силового ресурса (в частности, назначение С. Вахрукова заместителем секретаря Совбеза)

Однако С. Собянина ослабляют непрочные позиции ряда его креатур в регионах накануне завершения сроков их полномочий (В. Басаргин, Е. Куйвашев) и дефицит бюджета, а также приближение выборов мэра Москвы и необходимость определиться с приоритетами.

В силовом блоке на протяжении года происходила ожесточенная борьба, результатом которой стали:

Создание нового ведомства (Росгвардии), обладающего наибольшим силовым ресурсом внутри страны, имеющего возможности расширения полномочий и возглавляемого лично преданным В. Путину человеком – В. Золотовым. В то же время команда В. Золотова совершила выход за пределы собственно силового сектора, в связи с назначением её членов и ряда аффилированных фигур губернаторами;

Перестановки внутри ФСБ и ФСО. Это усилило позиции групп Н. Патрушева и В.Золотова, однако не повлияло на стабильность позиции А. Бортникова, поскольку людьми, близкими к Н. Патрушеву и В. Золотову, заменялись креатуры других членов и кандидатов в члены «Политбюро 2.0»;

Аресты высокопоставленных сотрудников СКР и МВД, которые также ослабили руководителей этих ведомств. Это косвенно ударило по партнеру В. Колокольцева Е. Школову и частично компенсировало усиление Н. Патрушева, имеющего особые отношения с А. Бастрыкиным, в других ведомствах;

Продление полномочий генерального прокурора Ю. Чайки. Кадровая стабильность в прокуратуре на фоне кадровых чисток в других ведомствах и отстроенные отношения с зарубежными коллегами повышают неформальный вес Ю. Чайки.

В техническом секторе (секретариат ЦК) произошло усиление новых назначенцев – А. Вайно и С. Кириенко, которые обладают потенциалом для перехода в будущем в статус членов «Политбюро 2.0». В то же время в кадровых назначения в администрации президента можно заметить тенденцию на обеспечение представительства разных групп влияния, уравновешивающих друг друга.

Также на фоне ожесточенных споров о моделях развития экономики растёт значимость консервативного Минфина и его главы А. Силуанова. Вверх идут акции тех, кто участвовал в организации успешной, по мнению В. Путина, Сочинской Олимпиады – Д. Козака и В. Мутко, а также растущего сектора сельского хозяйства (А. Ткачев).

В бизнес-секторе главным бенефициаром является Г. Греф, продолжающий усиление в финансовом секторе. Также наращивают свою значимость бизнесмены, обладающие уникальным ресурсом, например, А. Усманов, имеющий особые отношения с элитой Узбекистана, что немаловажно в условиях транзита власти в этой стране.

Растет роль младших партнёров членов «Политбюро 2.0» и бизнесменов, конкурирующих с ними в значимых секторах экономики.

Дополнительным ресурсом для усиления «капитанов бизнеса» является участие в неформальных клубах, таких, как Ночная хоккейная лига, Русское географическое общество и тд.

В идеологическом блоке нарастил своё влияние А. Громов как старожил администрации, ставший доминирующим игроком на медийном фронте.

Заметно неформальное влияние иерархов РПЦ (Патриарха и отца Тихона Шевкунова), в том числе и на кадровые назначения. Однако скандал с банком «Пересвет» проблематизирует это влияние.

А. Кудрин как потенциальный автор предвыборной экономической программы для Президента и один из кандидатов в премьеры, а также консолидатор общественных активистов либерального толка, становится лидером другого идеологического полюса.

Кроме того, определенные надежды на ренессанс своего влияния в случае победы Х. Клинтон на выборах президента США питают деятели ельцинский эпохи (в частности, А. Волошин).

В региональном блоке на фоне общего ослабления губернаторов корпуса растут акции лидеров национальных республик, обеспечивших высокую явку и высокий процент ЕР. Однако реального роста их представительства в Госдуме VII созыва по сравнению с предыдущей не произошло (за счёт возврата одномандатных округов и перераспределения мандатов в пользу других регионов), а требования увеличит бюджетные ассигнования натыкаются на обещание рассмотреть этот вопрос в будущем. В то же время необходимость усиления геополитических позиций страны создаёт возможности для большой игры для Р. Минниханова (с тюркскими странами) и Р. Кадырова (с арабским миром).

Прогноз

Прошедший год оказался чрезвычайно богат на публичную политику, множество элитных конфликтов выплеснулись в средства массовой информации, чего уже давно не было. Особенно сильно информационные атаки задели И. Шувалова, Д. Медведева, И. Сечина, В. Суркова. Характерно, что, за исключением В. Суркова, все вышеперечисленные политики могут считаться кандидатами на пост премьер-министра после очередных президентских выборов. Роль символического и имиджевого капитала среди членов «Политбюро 2.0» возрастет, борьба за власть над медийным пространством усилится.

Быстро меняющаяся внешняя обстановка (в частности, дважды в течение года произошла смена позиции по Турции) и бесплодные (пока) попытки найти почву для диалога и компромисса с коллективным Западом или отдельными странами западного мира будут серьёзно влиять на внутриэлитной расклад. Становится заметно, что «Политбюро 2.0» испытывает острый дефицит фигур, обладающих значительным внешним ресурсом. Максимальное значение данного ресурса отмечено у И. Сечина, однако в отношениях с Западом этот ресурс скорее отрицательный. В этой связи большой потенциал для роста могут иметь фигуры, обладающие возможностями эффективно вести внешнюю коммуникацию с Западом - А. Кудрин, отчасти А. Волошин, так и члены Политбюро 2.0 и ЦК, которые коммуницируют на других внешних направлениях. В частности, интересны компетенции А. Вайно на японском треке и А. Новака в отношениях с Турцией и арабским миром.

Если прорыва в отношениях с внешним миром не произойдёт, то высока вероятность скатывания к мобилизационному сценарию и формированию милитаризованного Госплана 2.0, а внешнеполитическая активность будет сведена к ситуативной поддержке оппонентов США (Коминтерн 2.0).

Важным рубежом станут выборы в США и в ключевых странах Евросоюза - во Франции и Германии. Предстоящий весной 2017 - сразу вслед за формированием Администрации Президента США (плюс условные 100 дней не столько на работу с рейтингом, сколько на понимание уточнений в энергетической политике США и в ряде проектов типа «Трансатлантическое партнёрство») старт «ранних» перевыборов Президента и неизбежное как до, так и после них – «распределение позиций и призов». В том числе: ожидаемых с 2008 года постов в Правительстве (включая посты премьер-министра и его заместителей) и в руководстве крупных госкорпораций, а также в частных корпорациях с высокой степенью госрегулирования соответствующих сфер хозяйствования). Мягкие отставки Иванова, Нарышкина, Фрадкова, позволяют Путину менять старую команду еще до выборов, не опасаясь рисков, связанных со снижением личной лояльности.

Совокупность внутренних и внешних факторов вынудит Владимира изменить персональный состав политической элиты и механизмы рекрутирования новых участников правящей коалиции, такой вывод следует из второй части доклада «Политбюро 2.0. Накануне перезагрузки элитных групп», опубликованного 19 февраля.

Авторы доклада — эксперты коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг» — рассматривают правящую российскую элиту как аналог Политбюро , ставящего своей целью поддержание сложившегося межкланового баланса.

В первой части доклада, описывающей политическую ситуацию в России в период с августа 2012 года по январь 2013 года, авторы констатировали стабильность состава верхнего слоя элиты РФ. , к началу 2013 года коалиция силовиков упрочила свои позиции внутри российской политической элиты благодаря появлению в «путинском политбюро» .

В «Политбюро 2.0» входят также председатель совета директоров Игорь Сечин, генеральный директор российской государственной корпорации «Ростех» (до декабря 2012 года — ) , руководитель администрации президента Сергей Иванов, первый замглавы администрации президента , близкие к Владимиру Путину — председатель совета директоров и предприниматель , а также мэр Москвы и премьер-министр Дмитрий Медведев.

Однако период стабильности в элитах в ближайшей перспективе сменится новым этапом.

Внутриэлитные риски

Как говорится во второй части доклада, к изменениям в российской политической системе приведут сложившиеся внутри элиты риски: снижение управляемости в рамках громоздкой системы Большого правительства (правительство, администрация президента и Совет безопасности);

распад «медведевской коалиции» образца 2010-2011 годов; эрозия существующей партийно-политической системы; борьба элитных групп за место премьер-министра как автоматического преемника в случае какой-либо трагической случайности с Владимиром Путиным.

Федеральные внутриэлитные разборки приведут к противостоянию региональных элит. Конкуренция между ними усугубится недовольством большей части региональных элит бюджетной политикой центра, невысоким уровнем электоральной поддержки значительной части губернаторов, отсутствием понятных правил игры со стороны центра относительно политической реформы и губернаторских выборов.

Путин будет решать стоящие перед ним задачи привычными методами, считают эксперты. Они предполагают, что судьба президентских выборов 2018 года будет решена заблаговременно - в 2016-2017 годы, по примеру сентябрьской рокировки с Медведевым в 2011 году (когда Медведев предложил кандидатуру Путина на пост президента России).

При выборе преемника президент будет ориентироваться на пример гонки преемников 2006-2007 годов (между тогдашними первыми вице-премьерами и ), поощряя соревнование между ними.

Эксперты считают, что пока в гонку преемников вступили Дмитрий Медведев и его заместитель .

Кроме того, в борьбу могут включиться губернаторы - к примеру, тот, кто заменит на посту губернатора Санкт-Петербурга. «Если будут запущены процессы объединения Санкт-Петербурга и Ленобласти, а также слияние нефтегазовых «матрешек» и юга Тюменской области в единый субъект, главы этих регионов в силу их экономического значения и постоянной коммуникации с ключевыми элитными игроками также автоматически попадают в шорт-лист», — говорится в докладе.

Путин будет продолжать следить за балансом сил групп внутри элиты и постепенно менять попутчиков на тех, кто обязан ему своим возвышением. По мнению авторов доклада, новый кадровый источник — выходцы из регионов, обязанные своим возвышением лично Путину (в частности, московский мэр и экс-глава Сергей Собянин и помощник президента, экс-министр природных ресурсов и экологии ).

Варианты перезагрузки

Внутри «Политбюро 2.0» сейчас формируются два полюса: одни хотят сохранить элементы тандемократии, другие во главе с — максимально долгого удержания Владимиром Путиным единоличного политического доминирования и демонтажа последствий существования тандема.

«Чем скорее Медведев поймет, что оптимальной для него политической стратегией является роль технического премьера, демонстрирующего максимальную лояльность по отношению к своему патрону и отсутствие амбиций, тем выше его шансы сохраниться на нынешнем посту до 2018 года», — говорится в докладе.

В случае же ухода Медведева с политической арены центрами элитного притяжения станут столичный мэр, имеющий устойчивые позиции в региональных элитах, и экс-министр финансов Алексей . Как напоминают авторы доклада, Кудрин «по-прежнему имеет козырь в виде фактора «раскладушки на кухне». Эксперты намекают на политический долг Путина перед Кудриным, который, будучи в 1996 году замруководителя администрации президента Ельцина, пригласил Путина в Москву после поражения на губернаторских выборах Санкт-Петербурга команды .

По мнению экспертов, Кудрин является оптимальным кандидатом в премьер-министры в ситуации, когда надо будет реализовывать антикризисную политику в случае провала нынешнего правительства. %

Внутриэлитный прорыв Сергея Шойгу осенью 2012 года, когда он возглавил , породил слухи о его возможном преемничестве. Однако авторы считают, что Шойгу, исторически связанный с семьей , так и не стал своим для ближайшего окружения Путина. Кроме того, отмечается, что он по корням буддист, поэтому как кандидат в президенты может вызвать противодействие со стороны православного и мусульманского лобби.

В первом случае речь идет о переходе бывших министров, а ныне помощников президента обратно в правительство, но уже в ранге вице-премьеров. Этому может предшествовать усиление Совета безопасности — альтернативного правительству центра власти. При втором сценарии в следующую Думу могут не попасть существующие парламентские партии или пройти в нее с худшим результатом, что будет обоснованием отставки Медведева с поста премьер-министра как лидера не удержавшей большинство . Докладчики не исключают, что Путин может даже себе позволить проиграть парламентские выборы для снятия напряжения в обществе.

Эксперты также не исключают проведения конституционной реформы, в рамках которой может быть пересмотрено административно-территориальное деление страны, совмещены посты председателя правительства и президента, усилены полномочия парламента, введен пост вице-президента специально под Медведева. Драйвером этих преобразований, проведение которых возможно в 2015-2016 годах, мог бы стать председатель Госдумы , считают авторы.

Еще один вариант перезагрузки элит согласно докладу — проведение прямых выборов в как инструмент рекрутинга в элиту новых фигур из регионов.

Наиболее проблемный, но все же возможный ход - «создание политического объединения в рамках , предполагающего выборы в парламентскую ассамблею и главы объединения. В этом случае кадровым резервуаром для новых элит станут управленцы из Белоруссии и Казахстана».

По мнению политолога Дмитрия Орешкина из Комитета гражданских инициатив Кудрина, шансов стать преемником Путина у Рогозина больше, чем у Медведева.

«Медведев уже не может стать преемником, потому что Путин перестал быть представителем стратегии сдерживания между условными силовиками и условными либералами. С начала своего третьего срока он однозначно — силовик. Медведев уже не игрок. Сейчас Медведев выступает грушей для битья, на него сваливаются проблемы в экономике, — сказал Орешкин «Газете.Ru». — Если сейчас либералов-западников не тормознуть, по мере дальнейшего ухудшения экономики их влиятельность в общественном мнении будет усиливаться, поэтому силовики идут в атаку, надо истребить видимость конкуренции».

По его мнению, Рогозин подходит для роли преемника по всем параметрам - «он патриот, чекист». Однако, напоминает Орешкин, согласно обычному правилу путинской кадровой политики те, о ком много говорят, не становятся реальными игроками. Вопрос о преемнике Путина будет актуален, только если люди из его окружения увидят, что он заболел, в первую очередь психически, считает политолог.

Оценивая возможность назначения Кудрина премьером, Орешкин признает, что экс-министр финансов — идеальный кандидат: «он знает Путина, вызывает у него доверие, лоялен, профессионал».

«Но для тех, кто сейчас оказывает максимальное давление на Путина, Кудрин еще хуже, чем Медведев, Кудрин игрок, его выпускать на политическое поле опасно в качестве сильного конкурента», — считает эксперт.

Политолог предлагает не спешить с выводом авторов доклада о начале гонки преемников. «Речь идет не о гонке, а об осторожном присматривании, любой, кто совершит фальстарт, проиграет», — пояснил он «Газете.Ru». «Вопрос, пойдет ли Путин на четвертый срок или нет, вряд ли будет решен до парламентских выборов, все будут осторожны, потому что вариант четвертого срока является вполне вероятным», — продолжает эксперт.

По мнению Макаркина, Путин не пойдет на досрочные выборы в Госдуму, так как нынешняя его в целом устраивает.

Профессор-исследователь Института исследований проблем мира в Осло Павел Баев в беседе с «Газетой.Ru» сказал, что раскол и шатания в российской политической элите связаны с тем, что почти все элитные группы недовольны Путиным. По его мнению, раздробленность в элите гораздо выше, чем на два лагеря - силовиков и либералов. Так, считает эксперт, относить Сечина к силовикам неправильно: «Он в силовую политику не лезет, так как ушел с головой в нефтянку, энергетику, там у него конфликты, с одной стороны, с (председатель правления . — «Газета.Ru» ), а с другой - с помощником президента , там свои линии раскола».