Аллегория стрекоза. Презентация к уроку « Произведения русских баснописцев» И.А




Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов прославился своими произведениями, сюжеты для которых брал из обычных жизненных ситуаций. Им были соблюдены все характерные для написания басен особенности: наличие нравоучения в начале или конце повествования, в роли главных героев выступают животные, особая роль иронии и аллегории как приемов.

Сюжет басни «Стрекоза и Муравей», которую мы сейчас будем анализировать, не оригинален. До Крылова к нему обращались как Эзоп, так и Лафонтен. Иван Андреевич же интерпретировал известную историю на русский лад и ввел в нее привычных нам героев.

Яркость образов главных героев достигнута за счет такого приема, как сравнение. Стрекоза – ветреная и безответственная особа, которая проводит свои дни в праздности, веселясь и не зная никаких забот. Эта ленивая дама даже не заботится о завтрашнем дне. Чего не скажешь о Муравье. Этот персонаж отличается мудростью и продуманностью. Он обо всем заботится наперед. Муравей трудолюбив и серьезен.

Эти два героя на страницах басни выступают на контрасте друг с другом. Автор противопоставляет две человеческие черты характера: лень и трудолюбие.

Стрекоза предпочитает развлекаться. Для нее жизнь – это постоянный непрекращающийся праздник. Пока вокруг хватает еды, тепло и хорошо, ей можно ни о чем не беспокоиться. Но вот приходят холода. И уже горой накапливаются проблемы, которые Стрекоза решить попросту не в состоянии. Она сразу вспоминает Муравья и бросается к нему с призывом о помощи. Но строгий трудяга помнит постоянные смешки и колкости в свой адрес и отказывает в поддержке замерзающей Стрекозе. Этот поступок справедлив и за него не стоит судить Муравья.

Мораль басни проста и понятна: только трудолюбием можно добиться тепла, уюта и сытной еды на столе. Причем она не выносится в отдельные строки. Крылов вкладывает ее в слова Муравья, смысл которых таков: летом ты пела, а теперь пойди и попляши.

У других авторов Муравей помогает Стрекозе. Но Крылов решил поступить иначе. Его развязка более драматична. И это верно. Ветреная и беззаботная Стрекоза никогда не научится жизни и трудолюбию, если ее не проучить. Не надо оказывать медвежью услугу. Да и такие люди вряд ли оценят добро.

Образ Муравья вызывает уважение. Этот трудяга не дает лениться себе и побуждает к действию других.

Басня — это короткое произведение, иногда — в прозе, чаще — в стихах. Басня в иносказательной форме высмеивает недостатки людей и их поступки. Героями басен обычно являются животные, насекомые, растения или неодушевлённые предметы, в образах которых воплощаются определённые качества людей. Басня «Стрекоза и Муравей» осуждает лень и легкомыслие. Трудолюбие, напротив, заслуживает уважения
и достойной награды.
О героях
СТРЕКОЗА — легкомысленная, беспечная и ленивая. Она целыми днями поёт, веселится и не заботится о будущем. Слабая и глупая Стрекоза осталась зимой без пищи и крова, но она сама в этом виновата. Того, кто не хочет трудиться, ждёт беда.
МУРАВЕЙ — трудолюбивый, старательный, работящий, ответственный. Каждый его день наполнен трудом и заботами. Он знает, что надо думать о завтрашнем дне, а не проводить время в праздности и безделье. Муравей является воплощением усердия и трудолюбия.

Сценарий урока чтения в 4 классе.

Тема урока: Басня И.А. Крылова «Стрекоза и муравей».

Цели урока:

Обучающая: познакомить с новой басней русского баснописца; закрепить

литературоведческие понятия «басня», «баснописец», «олицетворение»; дать

понятие «ирония», «аллегория» учить работать с текстом басни: правильно

называть, выделять части текста и объяснять мораль басни; учить отличать басню

от других произведений.

Развивающая: р азвивать речь, мышление, фантазию, наблюдательность; развивать умение сравнивать, обобщать; умение выразительно читать тексты басен, развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитывающая: воспитывать любовь к русскому литературному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор; компьютер, подключенный к сети интернет; призентация к уроку.

Ход урока.

I. Организация класса. 1 СЛАЙД

II. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся. 2-10 СЛАЙД

Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, давайте прослушаем запись произведения (прослушивание аудиозаписи басни И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»)

Что вы помните о И.А.Крылове? 3, 4 ,5 СЛАЙД – биография автора

Произведение какого жанра вы прослушали? (басня)

Что такое басня? Прочтите. 6 СЛАЙД

Из каких частей состоит басня? 6 СЛАЙД

Чем басня отличается от других произведений?(в них есть МОРАЛЬ)

Что такое мораль? Давайте прочитаем. 6 СЛАЙД

Кто являются героями басен? 7 СЛАЙД

Что в них высмеивается? 7 СЛАЙД

Какие басни И.А.Крылова вы помните? 8,9,10 СЛАЙД

Прочитайте морали к данным басням. Объясните их.

Проведение физ. паузы.

Цель: предупреждение утомления и повышение работоспособности учеников.

Прежде чем преступить к изучению нового произведения, давайте отдохнем.

Все встали. Поиграем в игру «Изобрази животного».

Я называю животного, птицу, насекомого, а вы его показываете жестами, на месте. (осёл, лиса, заяц, волк, стрекоза, муравей и т.д.)

III. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением русского баснописца И.А.Крылова, а так же с новыми литературоведческими понятиями, научимся правильно называть, выделять части текста и объяснять мораль басни.

IV. Знакомство с новым материалом.

  1. Знакомство с темой урока.

Как вы думаете, кто будет главными героями этой басни?

Есть ли у вас предположения, кого будет высмеивать автор в этой басне?

Почему так думаете?

2. Первичное восприятие текста

Давайте посмотрим мультфильм по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей» (через интернет)

Назовите героев басен.

Оправдались ли наши предположения?

Как изображена в басне стрекоза?

А можно ли высмеивать такие качества в людях? Почему?

Как он относится к своему герою? (С уважением, показывает его трудолюбие и старательность.)

  1. Вторичное восприятие текста

Откройте учебники на стр. 33, прочитаем басню.

А) Словарная работа. 12 СЛАЙД

а) в басне нам встретилось выражение «Лето красное».

Как вы понимаете его смысл?

б) «Зима катит в глаза» - как сказать по другому?

г) «Помертвело чисто поле»

Объясните, как вы это понимаете.

А почему оно стало пустым?

д) «Нет уж дней тех светлых боле».

«Боле» - значит больше.

Ребята, а что это за светлые дни? (Тёплые, солнечные).

е) «Нужда» - забота, тягость.

ё) «И кому же в ум пойдёт», т. е. кто же додумается, придумает.

ж) «Удручена» - разочарована, опечалена, растеряна.

з) «Вешние дни» - тёплые, весенние дни.

и) «В мягких «муравах» - в мягкой траве.

Проведение гимнастики для глаз по методу Жданова.

А сейчас давайте дадим отдохнуть нашим глазкам.

Прикрыли ладонями глаза так, чтобы пальцы были наложены друг на друга, а нос оказался между ладонями. Досчитали до 10.

Открыли глаза, часто поморгали.

Посмотрели на право, налево, часто поморгали.

Посмотрели вниз, вверх, часто поморгали.

Посмотрели по диагонали, часто поморгали.

Закрыли глаза ладонями, досчитали до 10.

Б) Работа с текстом.

Давайте прочтем басню еще раз, расставляя логические паузы.

Ребята, как вы уже заметили, И.А. Крылов о стрекозе говорит с усмешкой, с легким юмором, а по–другому говорят с иронией .

В басне всегда прослеживается ИРОНИЯ. 13 СЛАЙД

Давайте прочтем, что такое ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Где в басне ИРОНИЯ? Давайте прочтем.

А так же в баснях используется АЛЛЕГОРИЯ 13 СЛАЙД – слово греч., в переводе оно означает «иносказание». Так в баснях хитрость и льстивость иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность - в образе Волка, глупость и упрямство – в образе Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья.

Найдите где в басни АЛЛЕГОРИЯ, т.е. как автор иносказательно показывает легкомыслие и беззаботность Стрекозы.

Есть ли в этой басни МОРАЛЬ?

Прочтите МОРАЛЬ басни. Объясните ее. 14 СЛАЙД

Почему в басне именно муравей показан трудолюбивым?

Сколько героев в этой басне? Назовите их. (стрекоза, муравей, автор)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов.

С каким произведением мы познакомились?

Какого оно жанра?

Что такое басня?

Кто главные герои этой басни?

Что высмеивается в баснях?

Чему учат басни?

С какими новыми литературными понятиями познакомились?

Что такое мораль, аллегория, ирония?

К какому герою басни можно отнести пословицу? 15 СЛАЙД

VI. Домашнее задание.

Выучить басню И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» наизусть, выполнить задание в рабочей тетради на стр. 22.

Все молодцы, спасибо за работу. 16 СЛАЙД

Список литературы:

  1. Deti-Online.com – Басни Крылова «Лебедь, щука и рак». Читает Валентин Гафт. Mp3
  2. Биография Крылова – интернет -ресурсы
  1. Интернет –ресурсы. Мультфильм по басне И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» mult pro.net basni krylova strekoza muravej .html
  2. Литературное чтение. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / авт.-сост.: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.- 2-е изд. дораб. - М: Вентана – Граф,2012.
  3. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие.- 2-е изд. испр.- М.: Вентана – Граф, 2012.
  4. Гимнастика для глаз по методу Жданова – интернет – ресурсы youtube.com watch?v=FuYkFCQxBf4 .
  5. Интернет-ресурсы. Картинки для призентации Deti-Online.com, › , › Словарная работа
    «Лето красное»
    «Зима катит в глаза»
    «Помертвело чисто поле»
    «Нет уж дней тех светлых боле»
    «Нужда»
    «И кому же в ум пойдет»
    «Удручена»
    «Вешние дни»
    «В мягких
    муравах
    »

    Прослушайте произведение.

    Что такое басня?

    Басня - краткий рассказ нравоучительного характера.

    Басня состоит из двух частей:

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
    МОРАЛЬ – основная мысль басни, нравоучение
    Иван

    Андреевич

    Крылов
    Спасибо за работу!
    Урок окончен!
    Здравствуйте, ребята! Настройтесь на предстоящую интересную и плодотворную работу!

    К какому герою можно отнести пословицу?
    Делу время, а потехе час.
    Биография баснописца.

    Именно басня стала тем жанром, в котором талант Крылова выразился необычайно широко. Девять книг, включающих более 200 басен, составляют басенное наследство Крылова.
    В 1812 Крылов становится библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Он не только оказался хорошим собирателем книг, число которых при нем сильно возросло, но много работал по составлению библиографических указателей и
    славянорусского
    словаря.
    9 ноября (21 н.с.) 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался.
    Похоронен в Петербурге.
    Биография

    И.А.Крылова.
    Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В 1809г.-в 43 года создал более 200 басен.
    Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. Образование будущий баснописец получил скудное, но, обладая исключительными способностями, много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.
    Он был разносторонне одаренным человеком: драматургом, издателем, музыкантом (играл на скрипке), художником. В 1809 году издается первая книга басен И.А. Крылова.. После чего он становится великим русским БАСНОПИСЦЕМ.
    «Ты всё пела? Это дело:
    Так поди же попляши!»
    Мораль той
    басни такова…….

    Иван
    Андреевич Крылов

    Басня
    МОРАЛЬ -главная мысль басни, нравоучение.
    ИРОНИЯ – тонкая скрытая насмешка.
    АЛЛЕГОРИЯ - в переводе с греч. - «иносказание»


    Все мы отлично с детства помним басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Мораль басни известна каждому школьнику: труд будет вознаграждён, а праздность - наказана. Но ограничивается ли суть содержания басни этой краткой формулировкой? Попробуем ответить на этот вопрос.

    Вконтакте

    В чём заслуга Крылова

    Басня - специфический жанр краткой стихотворной притчи, в русской литературе почти полностью исчерпанный Иваном Андреевичем Крыловым. Он был единоличным автором большинства написанных им басен, а некоторые их них являются переложениями на русский язык произведений Лафонтена, который, в свою очередь, позаимствовал их у Эзопа - как это случилось и с басней «Стрекоза и Муравей». Несмотря на то, что это перевод, у Крылова басня заговорила совсем по-другому, по-новому. В этом отношении русскоязычному читателю очень повезло, ведь только носитель русского языка может во всей полноте оценить истинную глубину крыловского видения нестареющих сюжетов.

    Языковые средства передачи авторского послания

    Иван Андреевич работал над каждой своей басней с кропотливостью ювелира, беспощадно избавляясь от всех лишних слов, оттачивая текст до совершенства. Поэтому их так легко учить наизусть. При этом Крылов никогда не поступался содержанием, он мог в очень редких случаях позволить себе некоторую грамматическую неуклюжесть или перенос ударения, но нужных слов, точно выражающих его мысль, он не опускал в угоду красоте стиха.

    Будет неполным без анализа языковых приёмов. Здесь можно выделить несколько ярких средств, помогающих автору передать главную идею.

    Особенности возрастного восприятия

    Многие считают, что школьникам рановато читать, например, «Войну и мир» или «Преступление и наказание» . А что насчёт наших любимых басен? Их полезно читать как в детстве, так и в зрелом возрасте. Ведь с возрастом на многие классические литературные произведения люди начинают смотреть по-другому, и басня, в которой, казалось бы, всё предельно ясно, не исключение. Анализируя произведения классиков, легко углубиться в такие дебри, что сами классики диву дались бы. Но тем и хороши их книги, что каждый читатель - юный или пожилой, обыватель или эрудит - найдёт в них что-то своё, увидит сквозь призму своего восприятия жизни.

    Мораль басни в школе

    Знакомство с басней «Стрекоза и Муравей» происходит в начальной школе и преследует две основные цели:

    1. образовательную - научить детей работать с литературным произведением, анализировать его, выделять главную мысль;
    2. воспитательную - донести до учеников мораль, вернее, сделать так, чтобы они поняли её сами: нужно трудиться ради будущего, иначе рискуешь остаться ни с чем.

    Таким образом, воспитательная цель на данном этапе совпадает с собственно миссией жанра - проиллюстрировать на кратком, но ёмком и красочном примере простую истину. Именно это и должно быть отражено в читательском дневнике школьника.

    Восприятие глубины басни в зрелом возрасте

    Взрослый человек, перечитав басню, заметит, что в ней говорится о справедливости, тогда как между строк можно разглядеть и несправедливость. Ведь Крылов творил в начале XIX века , когда в стране было чёткое социальное расслоение, обусловленное крепостным правом. Крестьяне тяжело работали всю жизнь, а у их хозяев «лето красное» никогда не кончалось. В роли стрекозы могли оказаться обедневшие дворяне, которые, будучи не приспособленными ни к какому труду, внезапно оказались без средств к существованию.

    Неоднозначность героев

    Имена героев басни стали нарицательными. Трудится, как муравей, говорим мы - это положительный отзыв. А называя, к примеру, девочку стрекозой, мы имеем в виду такие её черты, как подвижность, жизнерадостность, весёлость, беспечность.

    Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Класс: 4 класс

    Тип урока:

    · урок, обучающий читательской деятельности,

    · проблемно-диалогический.

    Задачи урока:

    Обучающие:

    Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

    Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

    Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

    Воспитательные:

    Содействовать формированию интереса к искусству слова;

    Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

    Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

    Развивающие:

    Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

    Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

    Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Урок литературного чтения в 4 классе ГБОУ СОШ № 259 И.А.Крылов Басня «Стрекоза и Муравей »

    Из каких басен иллюстрации

    Из каких басен иллюстрации «Лебедь, рак и щука» «Петух и бобовое зернышко» «Лисица и виноград» «Волк и ягненок» «Ворона и лисица»

    1769-1844 Иван Андреевич Крылов

    « Люблю, где случай есть пороки пощипать » И.А. Крылов

    Басня Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни.

    Без работы хоть убей, Жить не может муравей. Над лугом, где пасутся козы, На крыльях прозрачных порхают стрекозы. Речевая разминка

    Мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей » ВОПРОС УРОКА:

    1.Как называется басня? Кто ее автор? В стихах или прозе она написана? 2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне? 3.Кто является главными героями в басне? 4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор. 5.Что осуждается в басне? 6.Прочитайте, как автор относится к событиям, описанным в басне? Как он относится к действующим лицам? 7.Что должен понять из этой басни читатель? 8.Какое выражение басни стало крылатым? Памятка к работе над басней

    Как группа распределила работу между собой? Внимательны или отвлекаются участники группы? Все ли выполнили каждое задание? Сколько заданий выполнили за урок? Верно ли выполнили задания? Как организовано взаимодействие в группе? Как оформлены результаты работы? хорошо есть недочёты плохо Работа будет оцениваться по следующим критериям

    Работай дружно. Спокойно высказывай своё мнение. Уважай мнение другого. Терпеливо выслушивай мысли других. Вместе находи правильное решение. Капитан определяет выступающего. Как работать в группах

    Голову вскружило. В поле стоит мёртвая тишина Зима катит в глаза. Забыла обо всем. В мягких муравах у нас. Не хочется думать. Оглянуться не успела. Неожиданно наступила зима. В ум пойдет. Быстро прошло. Помертвело чисто поле. Тоскует. Злой тоской удручена. В мягкой траве у нас. Соотнеси.

    « Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» Мораль басни

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ №259

    Урок литературного чтения

    Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Подготовила: учитель начальных классов

    Макаренкова Наталья Юрьевна

    Г. Санкт-Петербург,2012

    Тема урока: Анализ басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей»

    Класс: 4 класс

    Тип урока:

    1. урок, обучающий читательской деятельности,
    2. проблемно-диалогический.

    Задачи урока:

    Обучающие:

    Продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;

    Обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;

    Продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.

    Воспитательные:

    Содействовать формированию интереса к искусству слова;

    Содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;

    Содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.

    Развивающие:

    Развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;

    Развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;

    Развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.

    Материалы и оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, памятки для учащихся по работе с произведениями разных жанров, презентационные листы ответов для учащихся, жетоны для оценивания работы групп, пазлы с иллюстрацией басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей».

    Используемые методы и технологические приемы: Информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, исследовательский метод, проблемно-диалогический, метод обучения в группе, «Дерево предсказаний».

    Ход урока

    1.Этап актуализации знаний-10 минут

    2.Речевая разминка-4 минуты

    3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут

    4.Этап открытия нового знания-10 минут

    5. Этап применение нового знания-10 минут

    6. Этап подведения итогов урока-2 минуты

    1. Этап актуализации знаний.

    А) Знакомство с темой урока.

    Посмотрите иллюстрации на доске.

    Чему посвящен сегодня урок? (басням)

    Почему вы так думаете? (сцены из басен)

    Какие это басни?

    На доске появляется запись: Иван Андреевич Крылов.

    Б) Расширение знаний о творчестве Крылова И.А.

    Рассказ учителя: « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни - «Дуб и Трость», «Разборчивая невеста», «Старик и трое молодых». С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем».

    Прочтите текст о И.А.Крылове, выданный каждому из вас и расскажите то, о чём я еще не рассказала (работа в парах).

    « И.А. Крылов – великий русский писатель. Жизнь баснописца в детстве была необычайно бедной. Девятилетним мальчиком, когда умер его отец, ему пришлось идти работать, переписывая бумаги, заботиться о семье. Маленькому Ивану не пришлось учиться, но мать сама составила план образования сына, следила за его занятиями. С детства в Иване Андреевиче жила жажда знаний, он любил читать, размышлять о прочитанном. Его усиленные самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Он сумел стать разнообразно талантливым человеком: драматургом, издателем, музыкантом, художником. В 1806 г. появились его первые басни. С тех пор басни И.А.Крылова встречали с восторгом, а слава Ивана Андреевича стала расти. Более двухсот басен было создано баснописцем. Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования, где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди, высмеиваются их пороки. В басне обязательно есть мораль, которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в начале, либо в конце басни».

    О чём я не говорила в своем рассказе, а вы смогли прочитать в тексте? (о том, что такое басня)

    В) повторение знаний об особенностях басен.

    На карточках для индивидуальной работы вычеркните лишнее – то, что не относится к жанру басен:

    Краткая форма повествования,

    Действующие лица – животные, но подразумеваются люди,

    Высмеивает пороки людей (ирония),

    Есть мораль,

    Повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки.

    Вывод с доски:

    Прочитайте, что осталось в ваших определениях.

    Басня - это литературный жанр с краткой формой повествования,

    Где действуют звери, птицы, вещи, а подразумеваются под ними люди,

    Высмеиваются их пороки.

    В басне обязательно есть мораль,

    Которая чаще всего выделяется как самостоятельная её часть и располагается либо в

    Начале, либо в конце басни.

    Вы уже догадались, что на уроке нам предстоит встреча с баснями И.А. Крылова. А вот с какой из них, вы узнаете на речевой разминке.

    1. Речевая разминка.

    А) Речевые упражнения

    (Разные способы чтения: «жужжащее чтение», чтение с удивлением, с сердитой, с веселой интонацией, с ускорением, с замедлением).

    Герои разминки пришли к нам сегодня в гости.

    Б) Появляются костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей. Каждый из них рассказывает о себе.

    СТРЕКОЗА.

    Мы, стрекозы относимся к самым необычным созданиям во всем мире насекомых. В яркие солнечные дни мы летаем, охотимся, порхаем. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами восторгаетесь. Самым впечатляющим, вероятно, вы находите наше искусство полета. Действительно, я могу перечислить вам девять различных видов полета, которыми мы мастерски владеем. Я ни в коем случае не должна забыть еще одну характерную особенность - нашу впечатляющую красочность. После бабочек нам, без сомнения, гарантировано второе место в конкурсе по красоте и богатству красок. Вы найдете у нас всевозможные сочетания: от нежных тонов, переходящих в металлически светящиеся, до насыщенных и резких. Невозможно не восторгаться нашей красотой!

    МУРАВЕЙ.

    Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточки или какую-то другую добычу, кто-то торопится на поиски пищи, кто-то трудится на куполе самого муравейника, открывая в нем входы-выходы или вытаскивая на поверхность – погреться на солнышке – белых личинок. Мы впечатляем людей своим трудолюбием. Каждый из нас может перенести груз, в несколько раз превышающий наш вес.

    3.Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.

    А)-Почему сегодня пришли в гости именно эти персонажи? (будем читать басню «Стрекоза и муравей»)

    Давайте прослушаем текст басни, которую исполнит артист театра и кино И.Масюк.

    Б) Первичное восприятие текста. Слушание басни в аудиозаписи.

    В) Формулирование проблемы.

    Во всем ли совпали наши предположения? Такой ли предстала перед нами стрекоза, как мы видели из представления? А муравей? (муравей проявил жестокость, стрекоза выглядит жалко).

    Значит, мы с вами ошиблись и в этой басне Муравей – отрицательный герой и симпатии автора на стороне стрекозы? (разные мнения детей выслушиваются)

    Давайте попробуем в этом разобраться? Всё-таки, какие пороки высмеивает басня?

    ВОПРОС УРОКА: Какова мораль басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

    (вывешивается на доске)

    Прочтите басню самостоятельно и ответьте на вопрос, сформулирована ли мораль отдельной частью? (нет) Значит, чтобы найти смысл поучения басни нам придется провести небольшое исследование по плану, указанному в наших памятках к работе с литературными произведениями (дети находят памятки в своих справочниках):

    Памятка к работе над басней

    2.Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

    3.Кто является главными героями в басне?

    4.Какими показаны герои басни? Прочитайте, как описывает их автор.

    5.Что осуждается в басне?

    7.Что должен понять из этой басни читатель?

    8.Какое выражение басни стало крылатым?

    Исследование будем проводить, работая в группах.

    1. Открытие нового знания.

    1 часть работы: Деление детей на 5 групп (распределение по группам с помощью игры «Найди пару») и повторение правил групповой работы.

    Работа будет оцениваться по следующим критериям:

    1. Как группа распределила работу между собой?
    2. Внимательны или отвлекаются участники группы?
    3. Сколько заданий выполнили за урок?
    4. Как организовано взаимодействие в группе?
    5. Качество презентации итогов работы?

    Оцениваться работа будет по каждому критерию на:

    1. хорошо (красный жетон)
    2. есть недочёты (желтый жетон)
    3. плохо (синий жетон)

    чтобы получить оценку «5» надо заработать 5 красных жетонов, «4» - 4 красных жетона, «3» - 3 красных жетона.

    Вспомним правила работы в группе:

    1. Работай дружно.
    2. Спокойно высказывай своё мнение.
    3. Уважай мнение другого.
    4. Терпеливо выслушивай мысли других.
    5. Вместе находи правильное решение.
    6. Капитан определяет выступающего.

    2 часть работы: самостоятельная работа в группах.

    По пунктам плана памятки по работе с басней.

    3 часть работы: оформление презентационного листа.

    Группа получает лист для записи ответов на вопросы.

    1. Применение нового знания.

    Итогом нашей работы будет викторина по вопросам, которые вы обсудили в группах. За каждый правильный ответ на вопрос учителя команда получает 1 пазл из разрезанной иллюстрации с изображением заключительной сцены басни. Команда может ответить на 4 вопроса учителя и собрать 4 пазла. Отвечать команды будут по-очереди.

    А) Беседа – анализ текста

    В стихах или прозе написана басня? Найдите рифмы. (Объяснение принципа рифмования строк и почему выбран «хорей»)

    Какие незнакомые слова и выражения встретились в басне?

    Соедините стрелкой похожие по смыслу высказывания (флипчарт на доске):

    Как вы понимаете эти высказывания? (после каждого правильно установленного соотношения учитель проводит работу в соответствии с представленной ниже таблицей)

    Выражение И.А.Крылова

    Объяснение значения

    Вопросы учителя по объяснению значений выражений

    Зима катит в глаза.

    Неожиданно наступила зима.

    Как она катит? (Надвигается неожиданно)

    В мягких муравах у нас.

    В мягкой траве у нас.

    – Какое из этих выражений вам больше нравится и почему?

    Голову вскружило.

    Забыла обо всем.

    Почему?

    Оглянуться не успела.

    Быстро прошло.

    Можно ли назвать это высказывание эпитетом?

    В ум пойдет.

    Не хочется думать.

    Какое выражение больше подходит к тексту?

    Помертвело чисто поле.

    В поле стоит мёртвая тишина.

    Что значит?

    Почему тишина?

    Злой тоской удручена.

    Тоскует.

    Почему у Стрекозы тоска, да ещё злая?

    Как изображена в басне Стрекоза? Найдите подтверждение в тексте. (Беззаботная. Веселая. Резвая. Грациозная. Легкомысленная. Ленивая.)

    Почему Стрекоза осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не позаботилась о жилье летом: пропела, проиграла, проплясала всё время, как говорит автор)

    Прочитайте, как Стрекоза показана в начале. Что она делала целое лето?

    Что наступило с холодной зимой для Стрекозы?

    Как изобразил И.А. Крылов Муравья? Найдите подтверждение в тексте. (Трудолюбивый. Мудрый.)

    Настали ли нужда и голод для Муравья?

    Почему Стрекоза пришла именно к Муравью?

    Почему он отказал Стрекозе в помощи?

    Справедливо поступил Муравей со Стрекозой?

    Можно ли его назвать жадным?

    Почему автор несправедливо обидел Стрекозу, в природе они уничтожают личинки комаров? (Под насекомыми автор подразумевает людей. Стрекоза – любительница лёгкой жизни, развлечений, не думающая о будущем, живущая сегодняшним днём).

    Как вы относитесь к Стрекозе?

    А как вы относитесь к Муравью? Во всем ли прав он, отказав в помощи Стрекозе?

    Почему же Крылов именно таким показал Муравья?

    Мы знаем, что басни писались не ради стрекоз и муравьев. Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Чему учит нас эта басня? (осуждает беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость)

    Найдите слова, в которых заключается главная мысль произведения.

    Как вы их понимаете?

    Бывает ли так в жизни? Приведите примеры.

    Из пазлов, собранных командой, составьте полную иллюстрацию. Какой момент басни представлен иллюстратором? (заключительный) Из чего это понятно? Озаглавьте эту иллюстрацию и запишите название в ваш лист (работа в группах).

    1. Итог урока.

    А) Вывод по проблеме:

    1. Смогли мы ответить на главный вопрос урока?
    2. Какие же пороки "пощипал" Крылов в басне «Стрекоза и Муравей? (лень, легкомыслие)
    3. Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
    4. Нужно ли изучать басни?
    5. Чему они учат?

    Б) Оценивание работы на уроке.

    В) Домашнее задание.

    1. Выразительное чтение басни по ролям.
    2. Придумать свой конец басни, если бы Муравей всё-таки пустил Стрекозу к себе жить.