Период застоя 1964 1985 кратко. Эпоха застоя в ссср





Тема 19. Советский союз в 1965-1985 гг

ПЛАН

1. Внутриполитический курс в 1960-е – 1980-е гг.

2.

3. Внешняя политика Советского Союза в 1960-е – 1980-е гг.

4.Культура и общественные движения

1. Внутриполитический курс в 1960-е – 1980-е гг.

Утверждение Брежнева у власти. Переход к консервативному внутриполитическому курсу. 16 октября 1964 г. газеты сообщили о состоявшемся двумя днями ранее пленуме, который «удовлетворил просьбу т. Хрущева Н.С. об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья».

Важный шаг к переходу на консервативный курс сделан в мае 1965 г. на праздновании 20-летия победы в Отечественной войне . В докладе Брежнева впервые после многих лет хрущевских обвинений упомянуто о вкладе Сталина в победу над фашистской Германией. Линия на отказ от дальнейших разоблачений ужасов сталинизма была продемонстрирована и на XXIII съезде партии.

Реабилитационные настроения относительно Сталина достигли своего пика в 1969 г., когда ряд членов высшего руководства КПСС (Г.И. Воронов, К.Т. Мазуров, П.М. Машеров, Д.С. Полянский, А.Н. Шелепин) пытались существенно подправить официальные оценки исторической деятельности Сталина. В журнале «Коммунист» была опубликована статья просталинского толка. К 90-летию со дня рождения Сталина готовились к изданию его сочинения. Эти планы расстроились главным образом из-за публикаций на Западе хрущевских воспоминаний.

На упрочение позиций партийной номенклатуры были направлены и поправки к Уставу КПСС, принятые XXIII съездом партии. Из него были устранены введенные в 1961 г. указания о нормах сменяемости состава партийных органов и секретарей партийных организаций. Ротация «по закону» вносила беспокоящие партийных руководителей элементы неопределенности.

Важнейшей составляющей нового политического курса стала концепция «развитого социализма» , заменившая концепцию развернутого строительства коммунизма с ее посулами «догнать и перегнать» США. 21 декабря 1966 г. в «Правде» опубликована статья Ф.М. Бурлацкого под названием «О строительстве развитого социалистического общества». В следующем году в речи по случаю 50-летия Октябрьской революции Брежнев объявил, что в СССР построено развитое социалистическое общество. Официально этот вывод был закреплен решениями XXIV съезда партии (март-апрель 1971 г.).

В 1973 г. коллективное партийно-государственное руководство рьяно принялось за осуществление мер «по повышению авторитета» своего лидера, сворачивая на известную дорогу «культа». Л.И. Брежнев, Герой Социалистического Труда с 1961 г., стал вскоре носителем многих новых наград и отличий звания генерала армии (1975), маршала (1976), золотых звезд Героя Советского Союза (1966, 1976, 1978, 1981), ордена «Победа» (1978), высшей награды в области общественных наук Золотой медали им. Карла Маркса (1977), становится лауреатом международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1973). Публичные славословия в адрес Брежнева и поток наград ширились по мере того, как он становился все менее дееспособным вследствие перенесенного в 1976 г. инсульта. 16 июня 1977 г. окружение возвело его на пост Председателя Президиума ВС СССР.

Изменения в политическом руководстве. С формированием нового политического курса менялся и состав высшего партийно-государственного руководства страны. Первые кадровые перестановки были осуществлены уже через месяц после переворота. На ноябрьском (1964) пленуме ЦК новыми членами его Президиума избраны П.Е. Шелест (1-й секретарь ЦК Компартии Украины) и А.Н. Шелепин (один из главных организаторов переворота). В декабре 1965 г. принята отставка председателя Президиума ВС А.И. Микояна. На этот пост в августе 1966 г. избран активный участник антихрущевского заговора Н.В. Подгорный.

В сентябре 1967 г. А.Н. Шелепин был освобожден от обязанностей секретаря ЦК в связи с избранием его председателем ВЦСПС, позже, в 1975 г., выведен и из состава Политбюро. Такая же участь постигла друга Шелепина и его преемника на посту главы КГБ B.C. Семичастного. Поводом для отставки стали недостатки спецслужб, не сумевших воспрепятствовать в марте 1967 г. дочери Сталина С. Аллилуевой остаться жить на Западе. В апреле 1973 г. посты в Политбюро утратили председатель Совмина РСФСР Г.И.Воронов и 1-й секретарь ЦК КП Украины П.Е. Шелест, в июне 1977 г. Н.В. Подгорный.

Выбывших заменяли люди, лично близкие генсеку со времен работы на Украине, в Молдавии и Казахстане А.П. Кириленко (секретарь ЦК с 1966 г.), К.У. Черненко (секретарь ЦК с 1976 г.), Д.А. Кунаев (1-й секретарь ЦК Компартии Казахстана с 1964 г.). Верными соратниками Брежнева оставались М.А. Суслов (партийный идеолог), А.А. Громыко (министр иностранных дел), Ю.В. Андропов (председатель КГБ), А.А. Гречко и сменивший его в 1976 г. Д.Ф. Устинов (министры обороны), Н.А. Щелоков (министр охраны общественного порядка в 1966-1968 гг., затем министр внутренних дел ), Н.А. Тихонов , ставший в 1965 г. заместителем, а в 1976 г. первым зампредом Совмина СССР.

Конституция 1977 г. Новый Основной Закон, часто называвшийся «Конституцией развитого социализма», принят 7 октября. В ней подчеркивалась преемственность идей и принципов с предшествующими ей Конституциями 1918, 1924 и 1936 гг.

Конституция состояла из преамбулы и девяти разделов: Основы общественного строя и политики; Государство и личность; Национально-государственное устройство; Советы народных депутатов и порядок их избрания; Высшие органы власти и управления; Основы построения органов государственной власти и управления союзных республик; Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; Герб, флаг, гимн и столица; Действие Конституции и порядок ее применения.

Впервые в Основном Законе отражен действительный механизм власти в СССР. КПСС называлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (6-я статья).

Таким образом, Конституция СССР 1977 г. окончательно оформила консервативный курс брежневской внутренней и внешней политики , узаконила жесткий идеологический контроль партии над обществом, законсервировала взрывоопасные противоречия в национальном вопросе.

Изменения в государственно-политическом руководстве в последние годы нахождения у власти Брежнева. Следствием отказа от экономических методов управления стала централизация, бюрократизация и разбухание управленческого аппарата. К 1985 г. общая численность управленцев в стране приблизилась к 18 млн человек: на каждых 67 работающих приходился один руководитель. Наиболее значительный бюрократический слой (11,5 млн) составлял низовой аппарат предприятий и организаций. На содержание бюрократических структур ежегодно расходовалось до 10% госбюджета. Подчеркивание неуклонного возрастания роли КПСС сопровождалось ее численным ростом. К середине 80-х гг. в ней насчитывалось 19 млн человек. Соответственно расширялся и партийный аппарат.

Главной опорой верховной власти в годы брежневского генсекства стал ЦК КПСС и особенно его аппарат. Если во второй половине 60-х гг. основные решения принимались на пленумах, то в последующем центр властных полномочий все больше смещался в отделы ЦК. Общая численность ответственных сотрудников аппарата ЦК достигала 1500 человек.

Высшее руководство страны к концу 70-х гг. выродилось в настоящую геронтократию . Средний возраст входящих в Политбюро (2122 члена и кандидата в члены), секретарей ЦК (1011) за 1971-1981 гг. возрос с 60 до 68 лет. «Коллективное руководство» проявляло исключительное внимание к здоровью друг друга. Установленные при позднем Брежневе порядки сохранились до 1985 г.

Подчеркивая свою значимость, представители старой гвардии в Политбюро охотно награждали себя всевозможными премиями, орденами и медалями. Л.И. Брежнев с 1981 г. стал рекордсменом по обладанию «золотыми звездами» Героя. Три брошюры воспоминаний генсека («Целина», «Малая земля», «Возрождение»), подготовленные с помощью профессиональных журналистов, отмечены Ленинской премией по литературе (1979).

Вопрос о своем преемнике Брежнев склонялся решить в пользу К.У. Черненко . В качестве резервной фигуры рассматривался 1-й секретарь ЦК КП Украины В.В. Щербицкий.

«Застой» развитого социализма стал временем расцвета номенклатурных привилегий, которые по-прежнему включали госдачи, спецпайки, спецлечение, спецтранспорт и т. п. Ординарным явлением становится злоупотребление служебным положением, стремление пристроить родственников к «хлебной» должности, в элитарный вуз и пр. Было, например, образовано надуманное Министерство машиностроения для животноводства и кормопроизводства, которое возглавил свояк Брежнева. Сын Брежнева без должных на то оснований стал 1-м заместителем министра внешней торговли (в 1983 г. освобожден от должности). Зять Брежнева стал заместителем министра МВД. Сын Андропова с 1979 г. успешно делал карьеру в МИД, в 1984 г. стал послом в Греции.

Наиболее коррумпированными в годы позднего «развитого социализма» были среднеазиатские республики, где дача взяток чиновникам составляла целую систему. Началось сращивание партийного и государственного аппарата с теневой экономикой. Все это происходило на фоне навязчивой псевдокоммунистической пропаганды , непрерывных праздников и награждений по случаю разных годовщин, юбилеев и успехов в «совершенствовании» развитого социализма. В то же время созданный десятилетиями производственный механизм страны продолжал действовать, улучшая условия жизни сотням миллионам людей.

Поиски путей упрочения социализма при Андропове и Черненко. 12 ноября 1982 г., через два дня после смерти Л.И. Брежнева, пленум ЦК партии избрал Генеральным секретарем ЦК Ю.В. Андропова. Ему было 68 лет. Первые шаги Андропова-генсека не обманули ожиданий. С начала 1983 г. сотрудники КГБ занялись выявлением нарушителей трудовой дисциплины. Рейдами по магазинам, кинотеатрам, баням и т. п. выявлялись и наказывались те, кому в это время полагалось находиться на работе . Одновременно был дан ход громким делам о коррупции, объявлена борьба с нетрудовыми доходами, спекуляцией. Большой масштаб приобрела борьба со злоупотреблениями в торговле. Отдан был под суд и расстрелян начальник Главного управления торговли Мосго-рисполкома; следом за ним заключены под стражу 25 ответственных работников московского Главторга, директора крупнейших московских гастрономов, автомобильного магазина. Потеснены были позиции «хлопковой мафии» в Узбекистане; добрались до 1-го секретаря Краснодарского обкома КПСС С.Ф. Медунова, министра МВД Н.А. Щелокова и его заместителя Ю.М. Чурбанова, крупно замешанных в коррупции. За короткое время правления Андропова в Москве сменено более 30% партийных руководителей, на Украине 34, в Казахстане 32%.

Опираясь прежде всего на Д.Ф. Устинова и А.А. Громыко, Андропов «омолодил» Политбюро и Секретариат ЦК. В Политбюро введены Г.А. Алиев , ставший 1-м заместителем председателя правительства СССР Н.А. Тихонова; В.И. Воротников (председатель Совмина РСФСР с июня 1983 г.); М.С. Соломенцев (председатель Совмина РСФСР до июня 1983 г., позже председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС с июля 1983 г.). Новым кандидатом в члены Политбюро стал В.М. Чебриков (председатель КГБ с декабря 1982 г.). Новыми секретарями ЦК избраны Н.И. Рыжков (заведующий экономическим отделом ЦК); член Политбюро Г.В. Романов (1-й секретарь Ленинградского обкома партии, отвечающий в Политбюро за координацию работы предприятий ВПК); Е.К. Лигачев (заведующий отделом оргпартработы ЦК).

Большое оживление в обществоведении вызвала статья Ю.В. Андропова «Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР» (Коммунист. 1983. № 3). 9 февраля 1984 г. Ю.В. Андропов, страдавший неизлечимой болезнью почек, скончался.

Некоторое наведение порядка, дисциплины и другие мероприятия, связанные с его именем, дали заметный экономический эффект. По официальным данным, темпы роста экономики в 1983 г. составили 4,2% (против 3,1 в 1982 г.); национальный доход вырос на 3,1; промышленное производство на 4; производство сельскохозяйственной продукции на 6%.

Андропова на посту генерального секретаря ЦК и Председателя Президиума Верховного Совета сменил давний соратник Брежнева К.У. Черненко . (Ему в тот момент было 73 года, и у него была тяжелая форма астмы .) Его приход к власти сразу же обернулся отказом от андроповских новаций. Новых назначений в Политбюро и Секретариат ЦК при Черненко не произошло, но на второе место в руководстве вместо Н.А. Тихонова был выдвинут М.С. Горбачев . Борьба за дисциплину была свернута, нити дел о коррупции оборваны на уровне среднего управленческого звена.

Знаковым для периода нахождения у власти Черненко стало восстановление в партии Молотова (июнь 1984 г.). Просталинское настроение старой генерации Политбюро при этом было отчетливо выражено Устиновым, предлагавшим восстановить в партии и Маленкова с Кагановичем. 20 декабря 1984 г. скончался Д.Ф. Устинов, 10 марта 1985 г. К.У. Черненко.

2. Социально-экономическое развитие СССР

Реформа Косыгина. В основе его подхода к руководству народным хозяйством лежала идея о необходимости дополнения партийно-административных рычагов элементами рыночной экономики .

Новый экономический курс был обозначен решениями двух пленумов ЦК КПСС 1965 г. мартовским (по сельскому хозяйству) и сентябрьским (по промышленности). Решения положили начало перестройке, вошедшей в историю как экономическая, или косыгинская реформа. Ее образцом, по сути дела, была система, существовавшая при НЭПе, но при отсутствии частных предприятий.

Мартовский пленум наметил ряд мер, призванных реформировать сельское хозяйство на основе сочетания общественных и личных интересов, усиления материальной заинтересованности работников в росте производства. Особый акцент делался на повышение роли Министерства сельского хозяйства в планировании и руководстве производством и на увеличение капиталовложений. Мероприятия принесли выгоду колхозам и совхозам. За сданную в 1965 г. продукцию они выручили почти на 15% больше, чем в 1964 г. Выгода увеличивалась за счет снижения цен на машины, электроэнергию и списания с колхозов задолженностей по ссудам.

Нововведения в промышленности провозглашены на сентябрьском (1965) пленуме ЦК в докладе А.Н. Косыгина «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленных предприятий». Ставилась задача сочетании централизации руководства с расширением оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий.

Главным в работе предприятий и отраслей вместо объема валовой становился объем реализованной продукции. Таким образом, производитель ставился в непосредственную зависимость от спроса на свою продукцию . Натуральные плановые показатели заменялись стоимостными. Для повышения заинтересованности коллективов в лучшем использовании производственных фондов вводилась плата за эти фонды. Зарплата определялась уровнем рентабельности, прибылью, перевыполнением планов. Обобщающий результат хозяйствования измерялся размерами прибыли. Из отчислений от нее предприятия создавали фонды развития производства и материального поощрения. Из этих фондов тратились деньги на премии и «13-ю зарплату» по итогам года; на улучшение условий труда и быта, в частности, на строительство жилья.

В соответствии с задачами реформы были определены основные направления хозяйственной деятельности 8-й пятилетки (1966-1970). Процесс перехода промышленности на новые условия хозяйствования происходил постепенно . В 1967 г. по новой системе работало уже 7 тыс. предприятий с занятостью свыше 10 млн человек.

Новая система хозяйствования в 8-й пятилетке внедрялась и в сельском хозяйстве. Совхозы переходили на полный хозрасчет , из своих средств покрывали все производственные затраты, создавали фонды. К концу пятилетки на новых условиях работало более 40% совхозов. Экономическая реформа позволила отказаться от системы оплаты труда колхозников по трудодням с мая 1966 г. вводилась гарантированная ежемесячная оплата труда деньгами по тарифным ставкам соответствующих категорий рабочих совхозов.

В годы 8-й пятилетки получил дальнейшее развитие процесс преобразования колхозов в совхозы. Широко практиковалось создание межколхозных, колхозно-совхозных производственных объединений, аграрно-промышленных комплексов с предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции, производству стройматериалов, откормочных пунктов.

Замедление социально-экономического развития страны, давшее о себе знать уже в конце 8-й пятилетки, во многом объясняется свертыванием управленческих нововведений. Директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать реформы, предполагавшие расширение демократии и самостоятельности трудовых коллективов. Консерваторы в руководстве страны с самого начала усматривали в реформах угрозу политической стабильности. События Пражской весны 1968 г. стали, с подобной точки зрения, реальным подтверждением угрозы .

Социально-экономическое развитие в 70-е гг. проходило под знаком усиления централизованного управления, свертывания реформ и падения темпов роста основных социально-экономических показателей. Оно определялось планами 9-й и 10-й пятилеток, директивы которых одобрили соответственно XXIV (1971) и XXV (1976) партийные съезды.

Упор в промышленном развитии в 70-е гг. был сделан на создание гигантских территориально-производственных комплексов . Всего их было несколько десятков. Главное внимание уделялось Западно-Сибирскому ТПК .

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 г. было возобновлено строительство Байкало-Амурской магистрали : первая попытка ее создания предпринималась накануне Великой Отечественной войны. Ее строительство длиной более 3 тыс. км в основном завершено в 1984 г.

В области сельского хозяйства в 70-е гг. упор делался на агропромышленную интеграцию объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают (промышленность, транспорт, торговля, строительство). Такая интеграция рассматривалась как главное направление сращивания двух форм собственности государственной и кооперативно-колхозной. Развернуты были большие работы по мелиорации сельскохозяйственных земель . Строились грандиозные каналы (Большой Ставропольский, Северо-Крымский, Каракумский) и системы для обводнения и орошения. В 1974 г. ЦК партии и союзное правительство приняли совместное постановление «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечерноземной зоны РСФСР».

Победе директивной экономики над ростками реформ способствовала «холодная война». Соревнование с США и странами НАТО, а также с Китаем в области наращивания военного потенциала вело к милитаризации народного хозяйства СССР. Военные расходы поглощали десятую часть валового национального продукта. Замедление темпов роста экономики отражалось на социальных программах и уровне благосостояния советских людей . «Монолитность» советского народа как новой исторической общности людей, в отличие от пропагандистских клише, отнюдь не была таковой из-за экономического неравенства республик и различий их вклада в развитие страны. По официальной статистике, Российская Федерация в 1975 г. могла оставить себе 42,3% собранного на ее территории налога с оборота, Украина 43,3, Латвия 45,6, Молдавия 50, Эстония 59,7, Белоруссия 68,2, Азербайджан 69,1, Грузия 88,5, Армения 89,9, Таджикистан 99,1, Киргизия 99,2, Литва 99,7, Узбекистан 99,8, Казахстан и Туркмения 100%. Темпы капитальных вложений в экономику союзных республик в 24 раза превышали аналогичные показатели для России. Вместе с тем за ее пределами были сильны настроения, что именно Россия и русские виноваты в экономических проблемах республик. Тревожным проявлением таких настроений стали взрывы в Москве в январе 1977 г., организованные армянскими националистами.

Положение в экономике и социальной сфере. Неспособность руководства переломить негативные тенденции в народном хозяйстве обусловили дальнейшее снижение темпов экономического развития. В 10-й пятилетке (1976-1980) национальный доход вырос на 21%, объем промышленной продукции на 24, сельскохозяйственной на 9%. В 11-й пятилетке (1981-1985) соответствующие показатели составляли 16,5, 20 и 11%. В начале правления М.С. Горбачева на волне «ускорения» планировалось увеличить в 12-й пятилетке (1986-1990) национальный доход на 20-22%, промышленную продукцию на 2124%, продукцию сельского хозяйства вдвое.

Задания 11-й пятилетки, утвержденные на XXVI съезде КПСС (март 1981 г.), не были выполнены ни по одному показателю. Тем не менее развитие страны имело поступательный характер. Национальное богатство России в 1970-1980 гг. прирастало в среднем на 7,5% в год против 10,5% ежегодного прироста в 60-е гг. В целом брежневский, андроповский и черненковский периоды (1964-1985) характеризуются ежегодным приумножением национального богатства на 6,5%, и лишь в горбачевский период этот показатель снизился до 4,2% в год.

С конца 70-х гг. нарастало влияние ряда объективных факторов, препятствовавших развитию экономики экстенсивными методами. Осложнилась демографическая ситуация. Уменьшение рождаемости в 60-х гг. привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Перемещение центров добывающей промышленности в восточные районы повысило себестоимость топливно-энергетического сырья.

За 1965-1982 гг. общая валютная выручка СССР от экспорта нефти и газа составила около 170 млрд долларов. Возникла явная зависимость страны от конъюнктуры мирового рынка. Падение цен на уголь и нефть на мировом рынке в середине 80-х гг. стало важнейшей причиной финансового и бюджетного кризиса. Годы позднего «развитого социализма» стали называть годами «застоя» прежде всего потому, что, поглощая потоки нефтедолларов, советское руководство мало что сделало для перестройки экономических механизмов.

Курс на укрупнение мелких населенных пунктов фактически обнаруживал незаинтересованность властей в развитии каждой деревни из-за высоких затрат на индивидуальное жилищное строительство, дороги, мосты, газопроводы. В результате число населенных пунктов постоянно сокращалось под предлогом неперспективности. Жизнь в отдаленных от центральных усадеб деревнях замирала. Закрывались школы, больницы, магазины, предприятия службы быта. По материалам переписей населения 1959 и 1989 гг., численность сельского населения в стране сократилась на 10%, в Нечерноземье на 42%. Число сельских поселений в РСФСР уменьшилось за это время на 139 тыс., в Нечерноземье на 76 тыс . Возникла и обнаружила тенденцию к росту особая категория сельских поселений, не имеющих трудоспособного населения.

При всем этом поиски вывода деревни из кризиса, предпринятые в конце 70-х гг., во многом лежали в традиционном архаичном стереотипе мышления . М.С. Горбачев, ставший в 1978 г. секретарем ЦК по сельскому хозяйству, возглавил разработку очередного проекта его оздоровления под названием «Продовольственная программа СССР на период до 1990 г.» (одобрена в мае 1982 г.). Ее суть состояла в комплексном использовании всего арсенала административно-бюрократических мер для решения продовольственной проблемы в стране к 1990 г.

В основе программы лежала идея агропромышленной интеграции установления производственных связей между колхозами, совхозами, предприятиями пищевой промышленности, торговыми, строительными и транспортными организациями. Производство замыкалось в единый государственный агропромышленный комплекс . На региональном уровне в АПК объединялись все предприятия, связанные с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, с производством удобрений, сельхозтехники и пр. Создавались соответствующие структуры агропромышленных объединений. В ноябре 1985 г. высшей инстанцией стал Госагропром СССР, вобравший функции пяти союзных министерств . К середине 80-х гг. в агросфере экономики действовало 4,8 тыс. межхозяйственных предприятий. Однако агропромышленная интеграция не принесла ожидаемого эффекта. За счет дополнительных бюджетных ассигнований в 11-й пятилетке удалось преодолеть спад производства в сельском хозяйстве и даже обеспечить некоторый его рост по сравнению с 10-й. В целом же намеченных показателей достичь не удалось.

В целях ускорения развития сельского хозяйства в южных районах страны в начале 80-х гг. в СССР разработаны проекты переброски части стока северных рек на юг : сибирских в Среднюю Азию, европейских в Каспий через Волгу. Проекты широко обсуждались в правительстве, находили поддержку в южных регионах страны. Благодаря резкой критике общественности, прежде всего русских писателей (В. Белов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Распутин) и ученых (академики А.Л. Яншин, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков), осуществление экологически опасных проектов в 1986 г. было отложено.

Несмотря на официальный тезис об усилении социальной однородности общества, на деле усиливалась дифференциация в качестве и уровне жизни различных слоев населения. Доходы верхнего слоя, составлявшего около 2% населения, в 20-25 раз превосходили заработки низших слоев. По официальным данным на март 1986 г., 4,8% рабочих и служащих народного хозяйства СССР зарабатывали менее 80 руб. в месяц; 32,3% - 80 - 140; 29,5% - 140-200; 22,7% - 200-300; 9,5% - свыше 300 руб. Уравнительные тенденции привели к падению престижа квалифицированного труда . Это имело тяжелые последствия, сдвигало в «тень» доходы, получаемые сверх официальной зарплаты.

В конечном итоге 60-80-е гг. были временем существенного повышения благосостояния народа. Среднемесячная денежная заработная плата рабочих и служащих, занятых в 1970 г. в промышленности, равнялась 133,3 руб. в месяц, в сельском хозяйстве 100,9 руб., она в 2,2 и 1,6 раза превышала прожиточный минимум.

1965 государства в годы застоя 1964-1985 гг . . и вРеферат >> История

Задание. Введение В жизни СССР период 1965 –1980 гг . называют эпохой Брежнева, а на... государства - Советского Союза . В истории перестройки можно условно выделить три этапа: 1) март 1985 - январь...

1970–1980 гг. вошли в историю СССР как годы «застоя» в политике, экономике, культуре, национальных отношениях.

В общественно-политической жизни страны: 1) властвовали безраздельно консервативные тенденции. Получила официальное одобрение концепция развитого социализма, согласно которой медленное, планомерное, постепенное совершенствование реального социализма, построенного в СССР «полностью и окончательно», займет целую историческую эпоху. В 1977 г. она была законодательно закреплена во вступлении к новой Конституции СССР. Также был закреплен Конституцией тезис о руководящей и направляющей роли КПСС; 2) на практике не все провозглашенные Конституцией демократические свободы выполнялось. В частности, Советы народных депутатов всех уровней оставались лишь декорацией, а реальная власть принадлежала партийному аппарату, который вырабатывал и принимал все главные решения. Его контроль над обществом оставался всеобъемлющим; 3) аппарат и составлявшая его номенклатура, партийно-государственные чиновники определенного уровня, употребляя термин тех лет, «перерождались». Л.И. Брежнев, в течение 18 лет занимавший пост Первого (с 1966 г. – Генерального) секретаря ЦК КПСС, считал необходимым поддерживать кадровую стабильность аппарата, укреплять его привилегии, воздерживаться от резких действий в отношении номенклатуры. Большинство министров и секретарей обкомов в тот период занимали свои должности по 15–20 лет. Большинство членов Политбюро ЦК КПСС находилось у власти более 15 лет; 4) происходит сращивание партийно-государственного аппарата с «теневой экономикой», коррупция, так как всевластие партийной элиты не было подкреплено собственностью и она постепенно стала стремиться к закреплению за собой доли общественной собственности, которой управляла.

«Застойные» явления в экономике: 1) в 1970-80-е гг. происходило экстенсивное развитие экономики; 2) строились новые предприятия (но лишь немногие технически и технологически соответствовали мировому уровню (ВАЗ, КамАЗ); 3) росла добыча невосполнимых природных ресурсов (нефть, газ, руда); 4) увеличивалось число лиц, занятых ручным и малоквалифицированным трудом; 5) достижения научно-технического прогресса внедрялись крайне слабо; 6) командная экономика не могла эффективно работать в условиях научно-технической революции, но все проблемы руководство страны по-прежнему пыталось решить преимущественно административными способами; 7) сельское хозяйство принимало огромные капиталовложения, но заметного роста производства не показывало.

Тяжким бременем для экономики страны были огромные затраты на военно-промышленный комплекс, которые позволяли поддерживать военно-стратегический паритет с США.

Назревание кризисных явлений в социально-экономической и политической сферах: 1) с каждым годом сокращались возможности затратной модели роста экономики, сокращалась добыча топливно-сырьевых ресурсов, передвигаясь в труднодоступные районы Сибири и Крайнего Севера, она дорожала; оборудование изнашивалось и морально устаревало; 2) происходили серьезные деформации в социальной сфере. Доходы людей постоянно росли, но ни промышленность, ни сельское хозяйство не могли предложить населению достаточное количество товаров, продовольствия, услуг. Развивался дефицит, обычным явлением становились очереди и «блат»; 3) возникает так называемая «теневая экономика» (подпольные мастерские, «спекуляция» и пр.); 4) после смерти Брежнева новым Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю.В. Андропов (1982–1984 гг.). Он начал расследование уголовных дел, обвиняемыми по которым проходили главным образом высокопоставленные руководители и чиновники, что выявило масштабы и опасность создавшихся кризисных явлений.

38. СССР в годы “застоя” (1965-1985).

В октябре 1964 г., после смещения Н. С. Хрущева, первым секретарем ЦК КПСС стал Л. И. Брежнев. Его многолетнее пребывание у власти (1964 - 1982) назвали «периодом застоя».

После хрущевской «оттепели» жизнь в стране как бы застыла на месте. Новое руководство, провозгласив курс на дальнейшую демократизацию страны, исправление «волюнтаристских» ошибок Н. С. Хрущева, очень скоро свернуло его. Выдвинутый новым лидером страны лозунг «стабильности» означал на практике отказ от всяких попыток радикального обновления советского общества. «Бег на месте» первыми начали высшие партийные и государственные чиновники, сделавшие свои ответственные должности практически пожизненными. Большинство министров, секретарей обкомов КПСС занимали должности по 15 - 20 лет. В составе ключевого органа власти СССР тех лет - Политбюро ЦК КПСС большинство его членов находилось свыше 15 лет, в ЦК КПСС - более 12 лет. К началу 80-х гг. средний возраст высших руководителей достиг 70 лет. Многие из них, включая Брежнева, физически не могли должным образом управлять великой страной. Заседания Политбюро нередко продолжались 15 - 20 минут, постановления утверждались без обсуждения, единогласно. Важные решения, такие, как ввод советских войск в Афганистан, принимались в узком кругу, без ведома и одобрения Верховного Совета. Партийные съезды все больше носили парадный характер. Критика и самокритика свертывались. Выступления делегатов сводились к самоотчетам и восхвалениям Политбюро во главе с Л. И. Брежневым.

Прогрессирующее разложение партийно-государственного аппарата губительно сказывалось на всех сферах жизни советского общества. Уже в конце 50-х гг. отчетливо обозначился спад темпов экономического развития. Замедлился рост национального дохода. В 1961 - 1965 гг. он вырос всего на 5,7%. Это было недостаточно для стабильного подъема жизненного уровня людей, обеспечения нужд обороны.

В сентябре 1965 г. руководство страны предприняло серьезную попытку оживить экономику страны, усовершенствовать устаревший хозяйственный механизм. Главным направлением экономической реформы, инициатором которой был Председатель Совета Министров СССР А. Н. Косыгин, стало изменение условий планирования и усиление экономического стимулирования. Теперь предприятия могли самостоятельно планировать темпы роста производительности труда, снижение себестоимости, устанавливать величину заработной платы. Руководители предприятий получили возможность более свободно распоряжаться имеющейся у них прибылью. Все это создавало заинтересованность предприятий в рентабельной работе и улучшении экономических показателей. Процесс освоения нового хозяйственного механизма затянулся на годы. Еще до начала реформы в 1965 г. были ликвидированы совнархозы, руководство отраслями перешло к министерствам. Были организованы единый Госплан СССР, Госснаб, Госкомцен СССР, что трудно совмещалось с объявленной самостоятельностью предприятий. Реформа не меняла основ командно-административной системы. Адресное директивное планирование не устранялось, а лишь ограничивалось несколькими показателями. Косыгину не удалось до конца осуществить экономическую реформу, не нужную высшей партийно-государственной элите. Министерства и ведомства работали по-старому. Их аппарат увеличивался, возникали новые главки. В итоге эффективность экономики падала, снижался уровень ее управляемости. Окончательно экономическая реформа, а с нею и возможность дальнейших демократических преобразований в стране были похоронены в 1968 г., когда военное вмешательство стран Варшавского Договора прервало «пражскую весну» - попытку демократических преобразований в «братской» Чехословакии.

После событий 1968 г. в руководстве страны усилились консервативные тенденции. Со страниц газет исчезло всякое упоминание о «культе личности», сталинских преступлениях. Слово «рынок» стало критерием политической неблагонадежности, экономическая реформа в промышленности и сельском хозяйстве была свернута.

В 70-е гг. экономический рост в стране практически прекратился. Экономика СССР была предельно «милитаризирована», т. е. работала в основном на военно-промышленный комплекс. Заводы СССР в начале 80-х гг. выпускали танков в 4,5 раза больше, чем США, атомных подводных лодок - в 3 раза, БТР - в 5 раз. При этом в оборонной промышленности СССР работало в 2 - 3 раза больше людей, чем в США. Чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство привела к колоссальным диспропорциям. Из продажи исчезли многие необходимые вещи, вновь привычными стали многочасовые очереди. Видимость благополучия народного хозяйства в 70-е гг., обеспечивалась за счет «нефтяного допинга». Именно экспорт нефти, цены на которую в эти годы выросли почти в 20 раз, других видов ценного сырья позволял СССР относительно безбедно существовать, «решая» продовольственную, космическую и др. «комплексные» проблемы. Главным образом за счет экспорта невосполнимых природных ресурсов в 60 - 70-е гг. шло интенсивное освоение восточных районов страны, формировались и развивались крупные народнохозяйственные комплексы - Западно-Сибирский, Саянский, Канско-Ачинский. За эти годы появились соответствующие мировому уровню Волжский (ВАЗ) и Камский (КамАЗ) автомобильные заводы, новые нефтехимические комплексы, предприятия оборонной промышленности.

СССР все больше отставал от мирового уровня в использовании микроэлектронной техники. Ручным трудом в промышленности СССР было занято около 40% рабочих, в сельском хозяйстве - 75%. Устаревшие отрасли требовали колоссальных объемов добычи природных ресурсов, которые катастрофически истощались. СССР отставал от передовых стран и в производстве современной бытовой техники. Министерства и ведомства, ставшие крупной экономической силой и практически подчинившие государственный аппарат, предпочитали не заниматься хлопотной модернизацией существующих промышленных предприятий, а строить все новые и новые. В результате с каждым годом число недостроенных заводов и фабрик росло, скапливались горы неустановленного стареющего импортного оборудования. После 1968 г. вместо реальных реформ в Советском Союзе проводились затяжные эксперименты с расширением на предприятиях хозрасчета, введением показателя «условно-чистой продукции», которые в итоге ничем не закончились.

После хрущевской «оттепели» застойные явления проявились в литературе и искусстве. Идеологической основой консервативной политики в области духовной жизни стал вывод, впервые обнародованный Брежневым в 1967 г., о построении в СССР «развитого социалистического общества». Концепция «развитого социализма» появилась в официальных документах как альтернатива обанкротившемуся курсу на строительство коммунизма в нашей стране. Это был шаг вперед. Но содержащиеся в концепции обоснования «полного и окончательного решения национального вопроса», социальной однородности советского общества, отсутствия в нем противоречий способствовали консервации всех пороков советской системы, уводили общество от реальных проблем. Это привело к глубокому кризису всей духовной жизни. В ноябре 1969 г. А. И. Солженицын был исключен из Союза писателей за его выступления против явной и скрытой цензуры художественных произведений. В январе 1970 г. был снят со своей должности редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский. В 70-е гг. все чаще запрещалась публикация художественных произведений, неугодных партийному руководству. Из-за душной атмосферы «застоя» многие известные поэты, писатели, режиссеры оказались за границей: В. П. Аксенов, И. А. Бродский, В. Е. Максимов, А. И. Солженицын, А. А. Тарковский.

Несмотря на многие очевидные факты «застоя», «брежневское «правление» не было периодом полного «застоя», так же как не стало оно периодом «развитого социализма». За внешней оболочкой в жизни советского общества происходили важные и сложные трансформации, разрастался и углублялся кризис всей советской системы. Внутренние потребности общества и граждан в большей свободе, в плюрализме мнений и деятельности находят в 70-е гг. свое отражение в появлении новых, негосударственных структур в экономике, идеологии и социальной сфере. Наряду с плановой экономикой укреплялись «цеховики». Разрасталась теневая экономика, дающая возможность распределения продукции и доходов в соответствии с предпочтениями потребителей. В полузаконную и незаконную деятельность были втянуты целые предприятия. Доходы теневой экономики исчислялись миллиардами. Важнейшим следствием хрущевской либерализации стала кристаллизация ростков гражданского общества, т. е. появление независимых от государства общественных организаций и объединений граждан. В силу закрытости, репрессивности брежневского режима очень скоро эти общественные структуры приобрели антисоциалистическую, антигосударственную направленность. Судебный процесс в феврале 1966 г. над писателями А. Синявским и Ю. Даниэлем, обвиненными за публикацию на Западе литературных произведений, стал мощным ускорителем диссидентского движения, различных форм гражданской активности. Он способствовал дальнейшему формированию в стране общественного мнения. «Диссидентские» лозунги гласности, демократизации общественной жизни, создания правового государства находят отклик в среде интеллигенции, части правящего класса. В 70-е гг. произошло окончательное оформление движения как полновластной политической силы. Его общая численность достигает 500 - 700 тыс. человек, а вместе с семьями порядка 3 млн. человек, т. е. 1,5% от всего населения страны.

Становление советского правящего класса, основой которого являлся слой высших партийных и государственных чиновников, - важнейший итог застойного периода. К середине 80-х гг. окончательно сформировавшийся «новый класс» уже не нуждался в общественной собственности и искал выход для возможности свободно управлять, а затем и владеть личной, частной собственностью. К середине 80-х гг. советская тоталитарная система фактически лишилась поддержки в обществе и ее крах стал вопросом времени.

СССР В ГОДЫ ЗАСТОЯ (1964-1985 гг.)

Падение Хрущева. Реформа 1965 г. и её провал. Экономика дефицита

Авторитет Хрущева был подорван экономическими неурядицами и бесконечными реорганизациями управления. Введенные XXII съездом в 1961 г. предельные сроки пребывания в партийных органах не устраивали руководителей. От некоторых из них Хрущев без труда избавлялся. В результате руководство партии взбунтовалось и составило заговор против Хрущева. 13 октября 1964 г. он был вызван из Пицунды, где отдыхал, в Москву и прямо отправился в Кремль на заседание Президиума ЦК. Его подвергли жесткой критике, обвинили в создании культа личности, в экономическом авантюризме, в бессмысленных реорганизациях, грубости и хамстве, припомнили его экстравагантные выходки - угрозы «перебить» немцев и «закопать» американцев, стук ботинком по столу на заседании Генеральной Ассамблеи ООН. 14 октября состоялся пленум ЦК, который сместил Хрущева со всех постов. Первым секретарем ЦК избран Л.И. Брежнев, председателем Совета Министров А.Н. Косыгин. Официально было объявлено об отставке Хрущева «по собственному желанию», «в связи с преклонным возрастом и ухудшением состояния здоровья». Заодно выявилось, что при Хрущеве в политическую жизнь были внесены элементы законности, и это спасло его самого. При Сталине политическая борьба велась по законам уголовного мира, и поражение означало смерть, теперь же оно влекло за собой только конец карьеры. Хрущев лишился должностей, но оставался на свободе.

Смена власти положила начало новому периоду в жизни советского общества, который вошел в историю как период застоя. В окружение Брежнева вошли Н.В. Подгорный, А.Н. Кириленко, М.С. Суслов, А.Н. Шелепин и другие. Речь шла не просто о персональном изменении в руководстве, а о смене курса, отходе от идей XX съезда КПСС, повороте в сторону консервации административно-командной системы управления. С реанимацией просталинских позиций нового руководства напрямую связано нарастание застойных явлений во всех сферах жизни общества 1964-1985 гг.

Поворот в политическом курсе брежневского руководства наметился не сразу же после прихода его к власти. Вначале оно действовало под лозунгом исправления волюнтаристских ошибок Н. Хрущева, обеспечения коллективности руководства и «стабильности», на деле означающей отказ от радикальных перемен. Явный поворот к политике консерватизма наметился в 1968 г., когда в Чехословакии предпринималась попытка реформирования экономики, демократизации общественной жизни, превращения социализма в общество «с человеческим лицом». Это напугало советское руководство, и оно решило пресечь опасный процесс, который мог перекинуться и на другие социалистические страны, в т.ч. СССР. В суверенную Чехословакию были введены войска пяти стран-членов Организации Варшавского договора.

Тем временем хрущевские новшества были ликвидированы, промышленные и сельские обкомы и райкомы слиты, совнархозы заменены министерствами. В 1965 г. началась реформа, предполагавшая расширение материального стимулирования и самостоятельности предприятий, а также введение хозрасчета. При этом, однако, не шла речь о реставрации рыночных отношений, пусть даже в форме «социалистического рынка», проповедуемого тогда чешскими и венгерскими экономистами, а также о самоуправлении по югославскому варианту. На предприятиях были введены новые показатели - объем реализованной продукции, прибыль, рентабельность, но они не давали желаемых результатов. Поощрительные фонды не смогли должным образом стимулировать рабочую силу из-за недостаточности их объемов, а использование фонда на социальные нужды затруднилось из-за неразберихи в планировании.

Реформа была свернута уже в конце 60-х годов после чехословацких событий. Руководство опасалось, что экономическая либерализация может повлечь за собой политическую. Оно выступало за укрепление нейтралистских начал, министерств и ведомств, которые превратились в монополии и сверхмонополии, превыше всего ставили отраслевые интересы. Это особенно ярко проявилось в искусственном завышении цен на продукцию подчиненных им предприятий. В результате маховик затратного механизма вновь был запущен на полный ход.

Тем не менее, даже такая половинчатая попытка использовать экономические методы хозяйствования позволяла несколько улучшить показатели развития народного хозяйства в восьмой пятилетке (1965-1970гг.). А после того, как реформа была свернута, задания последующих пятилеток чаще не выполнялись, ухудшались все показатели экономического роста. Экономика держалась за счет сырьевых отраслей, прежде всего нефтяной. Экспорт нефти давал более половины дохода от всего советского экспорта. Нефтедоллары позволяли закупать промышленное оборудование на Западе одежду, обувь, мебель в Восточной Европе. Огромные средства вкладывались в сельское хозяйство с тем, чтобы держать на плаву колхозы и совхозы. Показательно, что на приусадебных участках, занимавших 2% обрабатываемых земель, производилась четверть продукции аграрного сектора (кроме зерновых). Не хватало самого необходимого. Дефицит и очереди были повседневным явлением. Несравнимо лучше снабжалась Москва, поэтому изо всех уголков страны люди ездили в столицу за товарами и продуктами.

В живучести административно-командной системы немалую роль сыграли идейно-теоретические факторы. Несмотря на явное отставание, брежневское руководство стремилось абсолютизировать социалистические формы организации общества. В этих целях была выдвинута концепция развитого социализма, представляющая собой апологетику существующего порядка, объявившего его высшим достижением социального прогресса. Концепция обходила стороной недостатки и противоречия системы, стала источником догматизма в теории и застоя в общественной практике. Заявлялось, что в нашем обществе достигнуто «гармоническое развитие всех его сторон: экономической, социально-политической и идеологической». Показное благополучие уводило общество в сторону от наболевших проблем, способствовало консервации пороков существующей системы.

Административно-командная система, экстенсивный путь развития не отвечали потребностям развития общества в эпоху научно-технической революции. Они могли обеспечивать относительный успех в период индустриализации страны, теперь же развитие за счет количественных изменений исчерпало себя. Нельзя сказать, что в советском руководстве этого не понимали. О необходимости интенсификации экономики говорилось на всех съездах КПСС, в постановлениях правительства 70-80-х годов. Проблема интенсификации, увеличения объема производства и национального дохода на каждую единицу затрат - трудовых, материальных и финансовых, могла быть решена прежде всего на пути ускорения НТР. Однако этого не случилось, так как директивная экономика оказалась невосприимчивой к использованию достижений НТР. Поэтому поворота к интенсификации не произошло. Технологическая основа промышленности менялась крайне медленно. Слабым звеном оставалась связь науки с производством. Предприятия не были заинтересованы во внедрении новшеств, им выгоднее было продолжать выпуск ранее освоенной продукции.

Борьба шла не столько за интеграцию науки и производства, сколько за выполнение текущих заданий, нередко любой ценой. Оборудование обновлялось медленно, нарастал процесс старения основного фонда. Страна фактически прозевала очередной виток НТР. Поэтому показатели эффективности производства мало изменялись или даже ухудшались. Среднегодовые темпы роста производительности труда в народном хозяйстве снижались с каждой пятилеткой: они составляли в восьмой пятилетке (1966-1970гг.) 6,8%, девятой (1971-1975 гг.) - 4,6, десятой (1976-1980 гг.) - 3,4, одиннадцатой (1981-1985 гг.) - У/о. Падали темпы роста национального дохода, снижалась фондоотдача.

Причем проблемы эти глубокому анализу не подвергались. У руководства явно не хватало воли и целеустремленности для реализации намеченного курса на интенсификацию. При их обсуждении на XXV съезде КПСС (1976 г.) превалировало благодушное настроение, парадный тон. Признаком явного бессилия стал бессодержательный лозунг, провозглашенный Брежневым на XXVI съезде (1981 г.): «Экономика должна быть экономной», дискредитировавший программу хозяйственной деятельности. Как памятники периода застоя появились грандиозные «проекты века» - подъем российского Нечерноземья, строительство БАМа, поворот северных рек; разрабатывались впечатляющие программы - продовольственная, энергетическая, мелиоративная и др. Но решающих перемен в жизни не происходило. Многие решения и постановления правительства принимались формально, в лучшем случае из десяти выполнялось одно-два.

В результате к началу 80-х годов появились признаки кризисного состояния экономики. Среднегодовые темпы прироста национального дохода составляли: в восьмой пятилетке - 7,7%, девятой -5,7, десятой - 4,2 , одиннадцатой - 3,5% , то есть темпы экономического роста в эти годы едва покрывали прирост населения, а к середине 80-х годов они снизились почти до нуля.

Серьезным признаком застоя в экономике было неэффективное использование материальных, сырьевых и энергетических ресурсов. В отличие от развитых стран наше государство не сумело приспособиться к новой экономической ситуации, осуществить переход к энергосберегающим технологиям. На производство единицы национального дохода в СССР расходовалось в 2 раза больше сырья и материалов, чем в развитых странах. Оставалась низкой производительность труда: она была ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве - в 5 раз. Страна имела заметные успехи лишь в военной промышленности, всегда являвшейся приоритетной.

Сложная ситуация сложилась в сельскохозяйственном производстве. Начиная с 1965 г. прилагались определенные усилия к развитию сельского хозяйства: резко возросли ассигнования, в два раза поднялись закупочные цены на сельхозпродукцию, возросла энерговооруженность труда, введено пенсионное обеспечение колхозников. Темпы роста валовой продукции здесь несколько улучшились и составили в восьмой пятилетке 21%, затем они снизились в девятой до 13%, десятой - до 9, одиннадцатой - до 6%. При всех поворотах государство сохраняло за собой механизм изымания из аграрного сектора потребных ему средств путем повышения цен на технику, удобрения, комбикорма и т.д. Производство всех видов животноводческих продуктов, кроме яиц, было для хозяйств убыточным.

Сохранение приоритета промышленности вело к разорению не только колхозов и совхозов, но и страны, которая вынуждена была в больших размерах закупать продовольствие за рубежом. За 1970-1987гг. импортные закупки мяса и мясопродуктов возросли в 5,2 раза, рыбы и рыбопродуктов - в 12,4 , растительного масла - в 12,8, зерна - в 13, 8, сахара - в 6,9 раза.

Дефицит сельскохозяйственной продукции усугублялся её огромными потерями на всем пути от поля до потребителя. Потери зерна составляли 20%, картофеля - 40%, овощей - 1/3 от произведенного объема.

Две тенденции дельнейшего экономического развития Часть руководителей (А. И. Косыгин, Ю. В. Андропов) считали необходимым продолжать реформаторский курс в экономике и либерализацию общественнополитической жизни, но в рамках существующей системы. Консервативный путь отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов и др. В итоге сложился умеренно-консервативный курс, в котором возобладали тенденции отхода от «десталинизации» , была разработана концепция “развитого социализма” как длительного этапа по совершенствованию социализма на пути построения коммунизма. Идея коммунистической перспективы становилась более отдаленной во времени по сравнению с принятой во времена Хрущева программой построения коммунизма, где ставилась задача уже к 80 -м гг. вступить в эру коммунизма.

Новую попытку изменить ситуацию в сельском хозяйстве на лучше было предпринято в марте 1965 г. В советской историографии неоднократно подчеркивали радикальность и историческое значение решений, принятых на мартовском Пленуме ЦК КПСС. Преодолеть кризис в сельскохозяйственном производстве планировалось при помощи тех же самых организационно-экономических и финансовых мероприятий, к которым уже обращались в минувшие годы: увеличение капитальных вложение в отрасль; сокращение налогов; снятие ограничений с частных хозяйств, введенных предыдущим руководством

МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОДЪЕМ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА УЛУЧШЕНИЕ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: ПЕРЕХОД К ТВЕРДЫМ ПЛАНАМ НА ГОДЫ; СНИЖЕНИЕ ПЛАНОВ ОБЪЕМОВ ЗАКУПОК СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ; ПОВЫШЕНИЕ ЗАКУПОЧНЫХ ЦЕН НА 20 -100%; СТИМУЛИРОВАНИЕ СВЕРХПЛАНОВОЙ ПРОДУКЦИИ 50% НАДБАВКОЙ ПОВЫШЕНИЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: НА VIII ПЯТИЛЕТКУ (1966 – 1970 гг.) ПЛАНИРОВАЛОСЬ ВЛОЖИТЬ ПО ЛИНИИ ГОСУДАРСТВА И КОЛХОЗОВ 71 МЛРД. РУБЛЕЙ – СТОЛЬКО ЖЕ, СКОЛЬКО ЗА ВСЕ 19 ПОСЛЕВОЕННЫХ ЛЕТ МЕРЫ ПРИНЯТЫЕ НА МАРТОВСКОМ ПЛЕНУМЕ 1965 г. ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС УСИЛЕНИЕ МЕХАНИЗАЦИИ, ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ, ХИМИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, РАСШИРЕНИЕ МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ (ЗА ПЯТИЛЕТКУ ПЛАНИРОВАЛОСЬ ОРОСИТЬ 3 МЛН. ГА, ОСУШИТЬ 6 МЛН. ГА). ВВЕДЕНИЕ ГАРАНТИРОВАННОЙ МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ДЛЯ КОЛХОЗНИКОВ ПОДДЕРЖКА ЛИЧНЫХ ПОДСОБНЫХ ХОЗЯЙСТВ.

Меры для подъема промышленности Для совершенствования социализма в середине 60 -х гг. советским руководством было принято решение о проведении экономической реформы, более глубокой и продуктивной по сравнению с предыдущим периодом. На страницах центральной печати развернулось обсуждение проблем совершенствования управления, причем акцент все больше делался на необходимость изменения общих условий хозяйствования, усиление экономических рычагов и стимулов. Эта реформа имеет два названия: реформа Косыгина (СССР) или реформа Либермана (Западное название). В первом случае по имени человека, который ее реализовывал, во втором по имени человека который был ее автором.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ А. Н. КОСЫГИНА ГЛАВНАЯ ИДЕЯ – ХОЗРАСЧЕТ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛИКВИДАЦИЯ СОВНАРХОЗОВ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВ СОЧЕТАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ИЗ ЦЕНТРА И НИЗОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Было принято на Сентябрьском Пленуме ЦК КПСС 1965 г. СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА ПЛАНОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СВЕРХУ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВНОГО ПОКАЗАТЕЛЯ – ОБЪЕМА РЕАЛИЗОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ ВНЕДРЕНИЕ В ПЛАНОВО-ДИРЕКТИВНУЮ ЭКОНОМИКУ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ: ЦЕНА, ПРИБЫЛЬ, КРЕДИТ, ПРЕМИИ РАЗРЕШИТЬ ЧАСТЬ ПРИБЫЛИ ОТЧИСЛЯТЬ В ПООЩРИТЕЛЬНЫЕ ФОНДЫ

«Золотая пятилетка» Стоит отметить, что восьмая пятилетка (1966– 1970), прошедшая под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой» . В этот период ему удалось повысить уровень жизни людей - суббота стала выходным днем, улучшились возможности отдыха, развивалась транспортная система, расширился ассортимент товаров народного потребления, появились некоторые популярные западные товары, советское телевидение стало цветным и многоканальным, реформа Косыгина обеспечила фонд для выплат квартальных премий и «тринадцатых зарплат

Темпы прироста экономических показателей (в %) VII 1961 – 1965 VIII 1966 – 1970 «Золотая пятилетка» IX 1971 – 1975 X 1976 – 1980 XI 1981 – 1985 ПРОИЗВЕДЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД 6, 5 7, 8 5, 4 4, 3 3, 6 ПРОДУКЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 8, 6 8, 5 7, 4 4, 4 3, 7 ПРОДУКЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА (СРЕДНЕГОДОВОЕ 2, 3 3, 9 2, 5 1, 7 1, 1 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА 6, 1 6, 8 4, 5 3, 1 РЕАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ 3, 6 5, 9 4, 4 3, 4 2, 1 ПЯТИЛЕТКИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРОИЗВОДСТВО)

Итоги косыгинских реформ Даже медленное, частичное реформирование промышленности дало неплохие результаты. Восьмая пятилетка (1965 -1970), совпавшая с началом реформ, оказалась лучшей за все послевоенные годы. По официальным (завышенным) данным, валовой общественный продукт увеличился на 43%, национальный доход - на 45% объем промышленной продукции вырос на 50%. Происходившее три предыдущие пятилетки снижение темпов роста производства было на время приостановлено. Инициатору реформ А. Н. Косыгину не удалось осуществить их до конца. Прежде всего, даже небольшое расширение самостоятельности позволило предприятиям занижать плановые задания, в итоге начался опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производительности труда. Ни одна прежняя пятилетка не обеспечивала в действительности таких темпов экономического роста. Однако позитивные тенденции закрепить не удалось. Советское руководство понимало, чтобы удержать и развивать результаты восьмой пятилетки будет чрезвычайно трудно.

Основные причины спада экономики и дальнейшего экономического кризиса 1. Партийный и политический застой Известно, что КПСС не подпускала к власти новых членов. Стать генеральным секретарем мог лишь тот, который занимался политическими делами уже несколько десятилетий. Именно поэтому к власти пришел Л. И. Брежнев, который был уже в возрасте и не мог полноценно управлять огромной страной. Первые годы, проведенные Брежневым у власти, были довольно удачными, но постепенно партийный кризис все больше сказывался на экономическом и общеполитическом состоянии страны. 2. Акцент на военную промышленность После окончания Второй Мировой войны, Советский Союз продолжил наращивать военную промышленность, выделяя огромные гранты на исследования в этой области. В результате, в 80 -е, когда весь мир успешно осваивал легкую промышленность, СССР продолжало делать акцент на вооружение. Разумеется, количество бронебойной техники и холодного оружия впечатляло, а вот с легкой промышленностью и аграрным сектором все было не так радужно. Если в конце 70 -х на Западе практически все предприятия были автоматизированными, то в СССР таких заводов было всего несколько десятков. 3. Нефтяной кризис После того, как в начале 70 -х годов разразилась война на Ближнем Востоке, в 1973 году начался серьезный мировой кризис нефти. В этой ситуации СССР стала крупнейшим поставщиком нефти и выручила приличную сумму, которую сразу направили на развитие сельского хозяйства и тяжелой промышленности. Однако уже в конце 70 -х кризис был урегулирован и произошел серьезный отток финансирования от советской экономики. Власти в СССР явно не ожидали столь крупного оттока капиталов, что сразу же сказалось и на экономическом состоянии страны.

4. Частая смена генеральных секретарей После того, как в 1982 году скончался Брежнев, СССР надолго осталось без стабильности в плане политики. Андропов и Черненко не долго находились у власти, и за время своего правления успевали лишь войти в дела, не принимая серьезных и важных решений. Здесь опять же сказалась политика выбора на должность генерального секретаря опытного члена партии. И Андропов, и Черненко оказались у власти в преклонном возрасте, и были не способны управлять страной, следуя существующему общемировому алгоритму. 5. Быстрый рост инфляции Несмотря на то, что заработная плата постепенно повышалась, она не поспевала за общим ростом инфляции. В стране разрастался серьезный экономический кризис, и это напрямую влияло на повышение уровня цен. При этом уровень жизни простых людей начал постепенно падать, что стало прямым доказательством существующего экономического кризиса. 6. Смена направления политического и экономического развития Когда в конце 80 -х у власти оказался Михаил Горбачев, страна уже пребывала в серьезном экономическом кризисе. Однако решение генерального секретаря снизить уровень развития тяжелой промышленности вызвало неоднозначную реакцию. Горбачев явно менял направление развития страны, что возмущало консервативных коммунистов и становилось причиной еще более серьезного экономического кризиса.

ПРОЯВЛЕНИЕ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ 1) НАМЕТИЛОСЬ ОТСТАВАНИЕ ВО ВСЕХ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ОТРАСЛЯХ 2) НЕ ВЫПОЛНЯЛИСЬ ПЛАНЫ ПО ВНЕДРЕНИЮ НОВОЙ ТЕХНИКИ И РОСТУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА 3) СНИЖАЛИСЬ ТЕМПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ 1) УВЕЛИЧИВАЛОСЬ ЧИСЛО УБЫТОЧНЫХ ХОЗЯЙСТВ 2) УВЕЛИЧЕНИЕ РАЗМЕРОВ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ НЕ ПРИНОСИЛО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА 3) ОБЪЕМ ВАЛОВОЙ ПРОДУКЦИИ СОКРАЩАЛСЯ. В 1971 -1975 гг. ОН СОСТАВЛЯЛ 13% СОВОКУПНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОДУКТА, А В 1981 -1985 гг. – 6%

На графике справа видно, что к концу 1985 года СССР (диаграмма снизу) ощутимо обгоняла США (сверху) по количеству вооруженных единиц (представлено в тысячах). Из этого можно сделать вывод о том, что действия правительства СССР были направлены на полномасштабную подготовку к военным действиям, а именно началась «гонка вооружений» , что может частично оправдать падение уровня жизни.

В 2006 году фондом «Общественное мнение» был проведен опрос касательно эпохи Л. И. Брежнева. ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ Л. БРЕЖНЕВА БЫЛИ В ЦЕЛОМ БЛАГОПОЛУЧНЫМ ИЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМ ВРЕМЕНЕМ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ? КАКОЙ ПЕРИОД ВЫ СЧИТАЕТЕ БОЛЕЕ БЛАГОПОЛУЧНЫМ ДЛЯ НАШЕЙ СТРАНЫ - ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ Л. БРЕЖНЕВА ИЛИ НАШЕ ВРЕМЯ? А ЕСЛИ БЫ СЕЙЧАС БЫЛО ВОЗМОЖНО ВЕРНУТЬ СТРАНУ В ТОТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД, ВЫ БЫ ХОТЕЛИ ИЛИ НЕ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ?