Обеспечение зип. Запасные части, инструмент и принадлежности (ЗИП)




Комплект ЗИП – это запасные части, инструменты, принадлежности и материалы, необходимые для технического обслуживания и ремонта изделий и скомплектованные в зависимости от назначения и особенностей использования.

Одним из основных условий ремонтопригодности аппаратуры является обеспечение ее необходимым комплектом запасных элементов (ЗИП), используемых при отказах аппаратуры. Комплект ЗИПа должен содержать все необходимые в процессе эксплуатации элементы. Иногда отсутствие необходимых элементов в комплекте ЗИПа намного увеличивает время восстановления аппаратуры. Однако создание чрезмерных размеров ЗИПа экономически нерационально, так как при этом происходит замораживания больших средств и зачастую дефицитных элементов.

Следовательно, правильное комплектование ЗИПом, оптимизация его по стоимости являются важной проблемой при решении вопросов ремонтопригодности аппаратуры.

ЗИПы разделяются на комплекты: одиночный и групповой.

Одиночный комплект ЗИПа предается определенному изделию и предназначен для обеспечения только данного изделия.

Групповой комплект ЗИПа придается группе изделий и предназначается для пополнения одиночных комплектов ЗИПа и обеспечения изделий теми элементами, которых нет в одиночном комплекте ЗИПа.

При эксплуатации аппаратуры комплекты ЗИПа пополняются – одиночный за счет группового, а групповой за счет элементов, которые содержатся на специальном складе или имеются в соответствующем органе снабжения.

Номенклатура элементов ЗИПа зависит от методики ремонта аппаратуры. При использовании агрегатного метода ремонта в составе ЗИПа должны находиться съемные агрегаты (блоки, модули, микросхемы), если ремонт съемных восстанавливаемых элементов производится на месте эксплуатации, то ЗИП еще дополнительно должен содержать невосстанавливаемые элементы аппаратуры.

Независимо от методики ремонта аппаратуры могут быть осуществлены три схемы обеспечения ее запасными элементами:

нормальная схема обеспечения аппаратуры ЗИПом, когда имеются одиночный и групповой комплекты запасных элементов;

одиночная схема обеспечения аппаратуры ЗИПом, когда отсутствует групповой комплект запасных элементов;

групповая схема обеспечения аппаратуры ЗИПом, когда отсутствует одиночный комплект запасных элементов.

Последние две схемы являются частными случаями нормальной схемы.

ЗИП необходим как для текущего ремонта, так и для профилактического.

Основным критерием ремонтопригодности является среднее время восстановления аппаратуры после появления в ней неисправности, которое определяется формулой:

Тв=Та+Тад+Тп;

где: Та – среднее время активного ремонта;


Тад – среднее время вынужденного простоя аппаратуры при текущем ремонте из-за административных факторов;

Тп – среднее время вынужденного простоя аппаратуры из-за отсутствия в ЗИПе необходимых элементов (время снабжения).

Представим это выражение в виде:

Тв=Т`в+Тп;

где: Т`в=Та+Тад – среднее время восстановления аппаратуры при неограниченном (идеальном) комплекте ЗИПа, то есть когда отсутствуют задержки в снабжении.

В свою очередь, среднее время восстановления аппаратуры при неограниченном (идеальном) количестве ЗИПа, можно выразить через среднее время восстановления аппаратуры при отказе определенных элементов выражением:

где: t в i – среднее время восстановления аппаратуры при отказе i-го элемента;

q i – вероятность отказа аппаратуры из-за i-го элемента при достоверном факте отказа;

– количество элементов в аппаратуре.

где: t в i и t ni – компоненты, соответствующие времени восстановления аппаратуры Тв только для i-го элемента.

С учетом перехода от конкретного элемента к группам однотипных элементов нужна замена t Bi на t Bj , на q j и на k, которые соответствуют значениям для группы элементов, получим:

Где: – среднее время вынужденного простоя аппаратуры при текущем ремонте из-за элементов j-й группы;

– вероятность отказа аппаратуры из-за элементов j-й группы при отказе аппаратуры;

k – количество группы элементов в аппаратуре (номенклатура элементов).

Величина Тп может быть принята за критерий достаточности ЗИПа. Однако ЗИП непосредственно влияет на коэффициент готовности аппаратуры, который задается в техническом задании на аппаратуру, что обуславливает необходимость связать критерий достаточности ЗИПа с коэффициентом готовности аппаратуры:

;

где: Т – наработка на отказ.

После преобразований получим:

где: – коэффициент готовности аппаратуры при неограниченном комплекте ЗИПа;

– коэффициент обеспеченности аппаратуры запасными элементами.

Это значит, что коэффициент обеспеченности аппаратуры ЗИПом существенно влияет на коэффициент готовности аппаратуры и показывает степень уменьшения его за счет ЗИПа.

Таким образом, если среднее время восстановления аппаратуры и коэффициент готовности аппаратуры являются критериями ремонтопригодности, то среднее время простоя аппаратуры из-за ЗИПа и коэффициент обеспеченности аппаратуры ЗИПом являются критериями обеспеченности аппаратуры запасными элементами.

Процесс обеспечения аппаратуры запасными элементами имеет характер массового обслуживания, поэтому можно использовать математический аппарат теории массового обслуживания и описать его следующей математической моделью.

1. Обслуживающей системой является система, удовлетворяющая требованиям аппаратуры по замене отказывающего элемента на исправный из комплекта ЗИПа.

2. Поток требований состоит из трех потоков отказов:

Потоки отказов элементов аппаратуры, когда она находится во включенном состоянии (под током);

Потоки отказов элементов аппаратуры, когда она находится в выключенном состоянии (обесточенном);

Потоки отказов элементов комплекта ЗИПа.

3. Аппаратами обслуживания являются элементы ЗИПа.

4. Время обслуживания представляет собой время восстановления элемента ЗИПа.

5. При появлении отказавшего элемента в аппаратуре и отсутствии такового в комплекте ЗИПа требование на обслуживание получает отказ.

6. Критерием оценки системы является вероятность отказа в требовании аппаратуры на замену отказавшего элемента из состава ЗИПа при наличии в нем «n» элементов.

Сформулированная математическая модель является моделью системы массового обслуживания с потерями при неограниченном количестве требований и ограниченном количестве обслуживающих аппаратов. Конечное выражение формул, характеризующих систему массового обслуживания с потерями (отказами), не зависят от закона распределения времени обслуживания, а общим для времени обслуживания или времени восстановления элемента ЗИПа во всех случаях являются его случайный характер.

В связи с этим можно использовать наиболее простой в математическом выражении экспоненциальный закон, при котором вероятность того, что время обслуживания будет меньше времени t, определяется выражением:

F(t)=1- при t 0 ;

где: – среднее время обслуживания (математическое ожидание времени восстановления элемента ЗИПа).

Время обслуживания одного требования одним элементом ЗИПа подчинено показательному закону с математическим ожиданием времени обслуживания (параметром 1/ ) независимо от того, поступило требование от аппаратуры или от ЗИПа.

В систему на обслуживание поступает неограниченный простейший поток требований, состоящий из трех простейших потоков:

потока отказов элементов аппаратуры, находящейся во включенном состоянии ;

потока отказов элементов аппаратуры, находящейся в выключенном состоянии ;

потока отказов элементов комплекта ЗИПа , где:

m – количество элементов данного типа в аппаратуре;

n – количество элементов данного типа комплекта ЗИПа;

где: – интенсивность отказов элементов данного типа аппаратуры под током, в обесточенном состоянии и при хранении в комплекте ЗИПа соответственно.

Общее уравнение, которое определяет связь вероятности отказа в обслуживание аппаратуре при очередном требовании запасного элемента данного типа с интенсивностями отказов элементов данного типа в аппаратуре и самом ЗИПе, с интенсивностью эксплуатации аппаратуры и среднем временем восстановления элементов ЗИПа, с количеством данных элементов в аппаратуре и ЗИПе, равно:

;

где: S=0,1,2…n–количество элементов (аппаратов) ЗИПа в момент времени t.

– коэффициент интенсивности эксплуатации аппаратуры;

где: tвкл, tвыкл – суммарное время включаемого и выключаемого состояний аппаратуры.

Из этого выражения следует, что коэффициент интенсивности эксплуатации можно определить как вероятность нахождения аппаратуры во включенном состоянии в любой произвольный момент времени. Следовательно, вероятность нахождения аппаратуры во включенном состоянии равно К ин, а в выключенном равно 1-К ин.

Номенклатура запасных частей для обеспечения эксплуатации аппаратуры ИС определяется на основании рекомендаций завода-изготовителя той или иной аппаратуры и опыта эксплуатации ее в реальных условиях. Количественный состав ЗИПа аппаратуры следует считать достаточным, если по всем типам отказываемых элементов (заменяемых блоков, модулей) выполняются условия вида:

где: m i – число отказов элементов (заменяющих блоков, модулей) i-го типа аппаратуры;

m з i – число элементов (блоков, модулей) i-го типа, находящихся в ЗИПе.

В общем случае в номенклатуру ЗИП включают сменные элементы системы автоматизации, непосредственно влияющие на работоспособность системы, контрольные приборы, инструменты, приспособления, принадлежности и материалы, необходимые для проведения ремонтно-восстановительных работ.

Номенклатура сменных элементов может быть определена методом инженерного анализа или расчётным методом. В методике используется метод инженерного анализа, поскольку принимается, что основные свойства сменных элементов известны разработчику.

Метод инженерного анализа заключается в выборе номенклатуры ЗИП путём оценки классификационных признаков сменных элементов.

Основными классификационными признаками сменных элементов системы для определения номенклатуры ЗИП инженерным анализом являются:

Возможность контроля работоспособности сменного элемента в системе;

Оценка возможности отказа или повреждения сменного элемента за время эксплуатации системы;

Влияние отказов сменного элемента на работоспособность системы;

Способ устранения отказа сменного элемента, возможность замены отказавшего сменного элемента системы в условиях эксплуатации с учётом классификации обслуживающего персонала и времени, необходимого для замены отказавшего сменного элемента.

Перечень классификационных признаков сменных элементов может быть расширен разработчиком с учётом их конструкции, условий режимов эксплуатации и т.п.

Инженерный анализ включает:

1) анализ электрических принципиальных схем системы с точки зрения возможности контроля работоспособности системы;

2) анализ влияния отказа сменного элемента на работоспособность системы;

3) анализ объема и технологии устранения отказов и повреждений, допустимых в условиях эксплуатации;

4) оценку возможности отказа сменного элемента и определение рационального способа устранения отказа.

При этом учитываются: статистические данные по надёжности сменных элементов, условия и режимы их работы, время, необходимое для восстановления системы, стоимость сменного элемента и стоимость дополнительного оборудования для замены сменного элемента системы, квалификация обслуживающего персонала.

Для удобства инженерный анализ сменных элементов системы проводится в соответствии с табл.1.

Анализ начинается со сменных элементов высшего уровня, т.е. крупных блоков и устройств, составляющих систему. Далее рассматриваются сменные элементы более низкого уровняю.

По результатам инженерного анализа сменных элементов в соответствии с табл. 1. для каждого из них составляется кодовое число из четырёх разрядов (каждому классификационному признаку соответствует своя кодовая оценка: 0 или 1).

Если кодовое число состоит из одних только единиц, то запасная часть соответствующего наименования включается в номенклатуру ЗИП. Во всех остальных случаях соответствующие запасные части в номенклатуру ЗИП не включаются.

Инженерный анализ выбора номенклатурного состава комплектов ЗИП прежде всего опирается на опыт проектировщика и его здравый смысл. Приведённый в методике способ анализа позволяет с большим автоматизмом выполнить процедуру выбора, что конечно не освобождает разработчика от необходимости творческого подхода.

Таблица 1

Определение номенклатуры контрольных приборов, инструментов, приспособлений и принадлежностей производится следующим образом. Прежде всего исходят из того, что они призваны обеспечить:

выполнение работы по замене сменных элементов системы, включенных в состав ЗИП, И по устранению повреждений и неисправностей системы;

проведение профилактических работ по текущему техническому обслуживанию, предусмотренных эксплуатационной документации;

выполнение работы по подготовке системы к применению по назначению.

Номенклатура указанных элементов определяется в следующем порядке:

1) составляется перечень инструментов, контрольных приборов, приспособлений и принадлежностей, необходимых для выполнения работ, указанных выше. Из перечня исключаются повторяющиеся изделия;

2) сравнивается полученный перечень с перечнем инструментов, приспособлений и принадлежностей, поставляемых предприятиями - поставщиками покупных изделий, и исключаются повторяющиеся позиции.

В номенклатуру ЗИП не включаются инструменты принадлежности и приспособления общего назначения, используемые только при ремонте системы ремонтными органами, обслуживающими систему.

Полученная номенклатура инструментов, приспособлений и принадлежностей уточняется в процессе испытаний системы перед её сдачей в эксплуатацию.

Номенклатура расходных материалов определяется проектировщиком систем, исходя из условий обеспечения выполнения всех штатных операций по техническому обслуживанию и восстановлению работоспособности системы.

В номенклатуру комплекта ЗИП не включаются расходные материалы

общего назначения, снабжение которыми осуществляется органами материально – технического снабжения (масло, смазки, специальные жидкости, спирт гидролизный, ветошь и т.д.). Количество расходных материалов на поставку определяются по существующим нормам (нормы расхода спирта приведены в ОСТ4.050.006-78) или по опыту эксплуатации системы – аналога по мере необходимости.

Номенклатуру комплекта ЗИП не включаются расходные материалы дефицитные, дорогостоящие и специального назначения, снабжение которыми органами материально – технического снабжения не осуществляются (изоляционные материалы, провода, кабели, пломбы, лампочки коммутаторные, шайбы и т.п.) или трудно осуществимо за короткое время.


Похожая информация.


1, 1, 2

1Институт проблем регистрации информации НАН Украины

ул. Н. Шпака, 2, 03113 Киев, Украина

2Национальный университет им.

Методика расчета ЗИП комплекса технических средств

о подвижных объектах

Для расчета ЗИП (запасных изделий и принадлежностей) предложена приближенная методика, в основу которой положен подход к расчету показателей надежности с использованием показателей достаточности ЗИП. Показатели надежности с учетом ЗИП в этом случае, представлены в виде произведения показателя надежности, рассчитанного для неограниченного ЗИП, и соответствующего показателя достаточности ЗИП.

Ключевые слова: методика расчета ЗИП, показатели надежности, показатели достаточности, стратегии пополнения ЗИП, структурная схема надежности.

Постановка задачи

Комплекс технических средств (КТС) автоматизированной системы обработки информации о подвижных объектах представляет собой сложную техническую систему, длительная эксплуатация которой невозможна без использования запасных изделий и принадлежностей (ЗИП), необходимых при проведении ремонтов и технического обслуживания.

К числу основных особенностей КТС, существенных с точки зрения определения требуемого состава ЗИП, относятся:

Ремонт (восстановление работоспособности) КТС производится силами обслуживающего персонала путем замены только таких элементов, для которых она предусмотрена (разрешается) поставщиком оборудования ;

Ремонт отказавших сменных элементов в пункте дислокации КТС не производится. Неисправные элементы для ремонта должны отправляться в ремонтный орган.


Из этого следует, что для обеспечения требуемого уровня надежности КТС в процессе эксплуатации необходимо иметь комплект ЗИП, состав которого обеспечил бы заданные требования к надежности.

Очевидно, что по экономическим соображениям ЗИП не может быть неограниченным, и существует задача определения оптимального состава ЗИП. Под оптимальным будем понимать такой комплект ЗИП, при котором обеспечиваются требуемые значения показателей надежности КТС, и при этом стоимость ЗИП минимальна.

Предполагается, что для КТС принята одноуровневая схема обеспечения ЗИП, при которой предусматривается только одиночный ЗИП (ЗИП-О), располагаемый в пункте дислокации. Если нужный для ремонта запасной элемент (ЗЭ) в ЗИП отсутствует, то он доставляется из центральной базы (ЦБ) технического обеспечения. Схема обеспечения КТС ЗИП в этом случае имеет вид, представленный на рис. 1.

Рис. 1. Схема обеспечения КТС ЗИП

Комплект ЗИП обычно рассчитывается на определенный период эксплуатации, так как в процессе эксплуатации ЗИП расходуется, и его необходимо пополнять. Возможны различные способы (стратегии) пополнения ЗИП:

- периодическое пополнение ..gif" width="31" height="24">. Отличие заключается в том, что в случае «отказа ЗИП» производится экстренное пополнение (ЭП) комплекта ЗИП. Время запаздывания при экстренном пополнении ЗИП <<.

- непрерывное пополнение. При непрерывном пополнении ЗИП пополняется сразу после каждого отказа элемента КТС. Время доставки при каждом пополнении равно .

Очевидно, что наиболее гибкой является стратегия экстренного пополнения ЗИП. Стратегии периодического и непрерывного пополнения, по сути, являются предельными случаями стратегии экстренного пополнения.

Вопросам расчета ЗИП посвящено достаточно большое количество работ. Однако, точные расчеты, как правило, оказываются весьма громоздкими и не всегда приемлемыми в инженерной практике. Особые трудности возникают в случае, когда система, для которой создается ЗИП, имеет высокую степень внутреннего структурного резервирования.

Методика расчета ЗИП

В основу методики положен подход к расчету показателей надежности КТС, рассмотренный в . Учет влияния ЗИП на величину показателей надежности (ПН) производится с использованием показателей достаточности (ПД) ЗИП .

Определение оптимального состава ЗИП производится с помощью пошаговой процедуры, в которой на каждом шаге в ЗИП добавляется элемент, выбираемый по критерию «надежность/стоимость». Процедура формирования ЗИП завершается при достижении величинами показателей надежности требуемого значения.

Общая идея применения показателей достаточности ЗИП основана на том, что результирующее выражение для показателей надежности КТС с учетом ЗИП представляется в виде произведения показателя надежности, рассчитанного при неограниченном ЗИП, и соответствующего показателя достаточности ЗИП. Это справедливо только для таких показателей надежности как вероятность безотказной работы и коэффициент готовности.


Выражения для показателей надежности имеют следующий вид:

где https://pandia.ru/text/78/358/images/image008_20.gif" width="72" height="25 src="> - вероятность безотказной работы и коэффициент готовности КТС с учетом ЗИП, заданного вектором X ;

- вектор, определяющий состав комплекта ЗИП, где https://pandia.ru/text/78/358/images/image011_19.gif" width="45" height="25 src=">, где n - число различных типов элементов КТС);

И - вероятность безотказной работы и коэффициент готовности КТС при условии, что ЗИП неограниченный ();

Вероятность достаточности ЗИП, определяемая как вероятность того, что в любой момент времени интервала (0, t ) всегда найдется запасной элемент, требуемый для замены отказавшего элемента КТС;

Коэффициент готовности ЗИП, равный вероятности того, что требуемый запасной элемент всегда найдется в комплекте ЗИП в произвольный момент времени рассматриваемого периода эксплуатации КТС.

Величины и - это показатели достаточности ЗИП, значения которых зависят как от состава комплекта ЗИП, так и от принятой стратегии его пополнения.

Достоинством подхода, основанного на использовании показателей достаточности, является то, что эти показатели можно нормировать и, следовательно, рассчитывать состав ЗИП независимо от значений показателей надежности. Определение значений показателей достаточности можно производить следующим образом:

где https://pandia.ru/text/78/358/images/image020_10.gif" width="44" height="27 src="> - заданные нормативные значения для вероятности безотказной работы и коэффициента готовности КТС.

Однако существуют ограничения применения показателей достаточности, заключающиеся в том, что для систем со структурным резервированием не существует универсальных формул для их определения, пригодных для любых схем структурного резервирования. Тем не менее, подход с использованием показателей достаточности ЗИП можно применять для расчетов показателей надежности на уровне отдельных типов элементов КТС.

Для расчета показателей надежности КТС с учетом ЗИП предлагается методика, содержание которой предполагает выполнение следующих этапов.

1. Анализ надежностной структуры КТС и определение подмножества типов элементов, которые (потенциально) могут входить в комплект ЗИП. При этом определяется группа однотипных элементов, надежностная схема их соединения, схема соединения отдельных групп в надежностную структуру КТС в целом.

Надежностная структура КТС представляется структурной схемой надежности (ССН), которая на верхнем уровне детализации представляет собой последовательное соединение элементов, каждый из которых может представляться «своей» ССН. Надежностная структура каждого элемента последовательно детализируется до того уровня, на котором отдельными элементами являются сменные элементы (блоки, узлы, детали и т. п.), для которых предусматривается замена в процессе эксплуатации. Таким образом, на нижнем уровне надежностной структуры КТС выделяются группы однотипных элементов, которые могут включаться в комплект ЗИП. Эти группы элементов (ГЭ) могут являться как структурно резервированными (РГЭ), так и представляться единственным элементом.

Структура каждой РГЭ рассматривается как нагруженный или ненагруженный «скользящий резерв» с произвольно задаваемым числом основных и резервных элементов в группе.

2. Расчет значений вероятности безотказной работы и коэффициента готовности для отдельных групп элементов и КТС в целом по формулам для восстанавливаемых резервированных систем в предположении, что ЗИП неограниченный.

В результате расчетов должны быть получены:

Вероятность безотказной работы i -й группы элементов при неограниченном ЗИП;

Коэффициент готовности i -й группы элементов при неограниченном ЗИП.

Параметр определяет вид структурного резерва i -й группы элементов и может принимать значения:

1 - группа состоит из единственного элемента (вырожденная группа элементов);

2 - последовательное соединение элементов в группе;

3 - параллельное соединение элементов в группе;

4 - «скользящий» нагруженный резерв;

5 - «скользящий» ненагруженный резерв.

Расчетные формулы для определения https://pandia.ru/text/78/358/images/image025_10.gif" width="71" height="25 src="> приведены в . В качестве среднего времени восстановления групп элементов нижних уровней принимается величина

, (5)

где https://pandia.ru/text/78/358/images/image028_7.gif" width="41" height="25"> - среднее время доставки элемента из ЗИП (которое от типа элементов не зависит).

3. Рассчет значений показателей достаточности ЗИП для всех групп элементов нижнего уровня:

Вероятность достаточности ЗИП для элементов i- го типа;

Коэффициент готовности ЗИП для элементов i- го типа,

https://pandia.ru/text/78/358/images/image032_7.gif" width="16" height="24"> - число элементов i- го типа, имеющееся в комплекте ЗИП ().

Параметр может принимать значения:

1 - периодическое пополнение;

2 - пополнение с экстренными доставками;

3 - непрерывное пополнение.

Расчетные формулы для показателей достаточности https://pandia.ru/text/78/358/images/image030_7.gif" width="97" height="25 src="> приведены ниже.

4. По полученным значениям показателей достаточности ЗИП рассчитывается среднее время ожидания доставки запасных элементов из центральной базы при различных стратегиях пополнения ЗИП..gif" width="267" height="25 src=">, (6)

где https://pandia.ru/text/78/358/images/image040_6.gif" width="16" height="24"> - интенсивность отказов элементов i- го типа (элементов i -й группе элементов).

Определяется величина среднего времени восстановления i -й группы элементов нижнего уровня как сумма

Рассчитываются показатели надежности для i -й группы элементов с учетом ЗИП по формулам для восстанавливаемых систем, в которых в качестве среднего времени восстановления вместо https://pandia.ru/text/78/358/images/image043_6.gif" width="67 height=25" height="25">, найденная из выражения (7).

5. Рассчитываются показатели надежности для КТС в целом по формулам, которые применяются последовательно (рекуррентно), начиная с выделенных групп элементов нижнего уровня (для которых формируется ЗИП). В обобщенном виде представляется оператор формирования результирующего показателя надежности КТС с учетом ЗИП следующим образом:

- вектор, определяющий состав ЗИП;

- множество параметров, определяющее структуру резервированных групп элементов различных уровней, входящих в КТС (https://pandia.ru/text/78/358/images/image031_7.gif" width="16" height="15"> - параметр, определяющий стратегию пополнения ЗИП;

- вектор интенсивностей отказов элементов;

- вектор, определяющий показатели ремонтопригодности элементов КТС;

Средняя продолжительность доставки элемента из ЗИП;

Средняя продолжительность доставки элемента из центральной базы;

Периодичность пополнения ЗИП.

Функционал является обобщенным обозначением совокупности операций, зависящей от надежностной структуры КТС S , и может быть реализован как вручную (что, очевидно, неудобно и громоздко), так и программно.

Расчет показателей достаточности ЗИП

Для показателей достаточности введем следующие обозначения:

Вероятность достаточности ЗИП для i -й группы элементов (для i -го типа элементов);

Коэффициент готовности ЗИП для i -й группы элементов.

Формулы для расчета показателей достаточности при различных способах пополнения ЗИП имеют вид :

1) периодическое пополнение (). Группу однотипных элементов совместно с ЗИП в данном случае можно рассматривать как невосстанавливаемую резервированную систему. Отказ системы наступает в случае, когда исчерпан резерв (ЗИП). Таким образом, вероятность достаточности ЗИП для i -й группы элементов можно определить как вероятность безотказной работы системы в течение времени, равного периоду пополнения ЗИП . Если в системе (в i -й группе элементов) https://pandia.ru/text/78/358/images/image010_19.gif" width="17 height=25" height="25"> резервных элементов, то вероятность безотказной работы i -й группы в течение времени (наработки) Т равна:

https://pandia.ru/text/78/358/images/image058_6.gif" width="69" height="24"> - средний расход элементов i -го типа в течение времени Т ;

Функция Гамма-распределения, которая определяется следующим выражением:

. (10)

Функция - это вероятность того, что в течение наработки Т откажут https://pandia.ru/text/78/358/images/image063_4.gif" width="28" height="24">.

Для невосстанавливаемой системы коэффициент готовности совпадает с
вероятностью безотказной работы. Поэтому коэффициент готовности ЗИП можно

определить путем усреднения вероятности безотказной работы на периоде пополнения ЗИП Т . При этом получим:

; (11)

2) пополнение с экстренными доставками (). Так как экстренные доставки осуществляются уже после отказа системы (группы элементов), вероятность достаточности ЗИП при экстренных доставках определяется также, как и при периодическом пополнении (9). Коэффициент готовности ЗИП при экстренных доставках определяется из выражения:

https://pandia.ru/text/78/358/images/image068_5.gif" width="29" height="27 src="> - средняя продолжительность экстренной доставки;

3) непрерывное пополнение (). В случае непрерывного пополнения запасов пополнение производится после каждого отказа элемента, входящего в комплект ЗИП. Вероятность достаточности в этом случае ЗИП определяется также по формуле (9). Коэффициент готовности ЗИП определяется по следующей формуле:

, (13)

где https://pandia.ru/text/78/358/images/image072_3.gif" width="450 height=394" height="394">

Рис. 2. ССН для КТС (пример)

Таблица 1. Наименование, надежность и стоимость элементов КТС

Сокращенное наименование

Полное наименование

Интенсивность отказов, 1/ч

Стоимость, у. е.

Маршрутизатор

Коммутатор

Сервер обмена данными

Сервер обработки координатной

информации

Сервер информационных моделей

Блок питания

Автоматизированное рабочее место

Системный блок

Клав.

Клавиатура

Мышь

Блок питания АРМ

РГ1 состоит из 4-х однотипных серверов, соединенных (по надежности) по схеме нагруженного резерва «k из N », где k - число основных элементов, а N - общее число элементов в группе (k = 3, N = 4).

РГ2 состоит из 2-х АРМ, соединенных по схеме ненагруженного дублирования. Каждое из АРМ представляется последовательным соединением трех элементов: СБ, Мон. и БП-А и двух резервированных групп:

РГ3 и РГ4. Каждая из групп представляют собой ненагруженное дублирование двух элементов (РГ3 - Клав, РГ4 - Мышь).

Элементы, которые потенциально могут включаться в ЗИП, перечислены в табл. 1.

В состав ЗИП последовательно включаются элементы, добавление которых приводит к максимальному приращению показателей надежности КТС. После каждого шага добавления элемента пользователь оценивает достаточность достигнутого значения показателей и суммарную стоимость ЗИП. Как только будут достигнуты значения показателей надежности и стоимости, удовлетворяющие требованиям пользователя, процесс формирования ЗИП завершается.

Для расчетов задавались следующие временные параметры:

1 год - период пополнения ЗИП;

6 ч - время экстренного пополнения ЗИП;

0,5 ч - время доставки элемента из ЗИП;

6 ч - время доставки элемента из центральной базы.

Расчеты производились для трех рассматривавшихся выше стратегий пополнения ЗИП: периодическое пополнение, пополнение при экстренной доставке, непрерывное пополнение.

В табл. 2, 3 и 4 приведены результаты, полученные в процессе формирования ЗИП для этих трех стратегий. Данные приведены для 15 шагов процесса формирования ЗИП, что вполне достаточно для определения закономерностей и тенденций процесса. На рис..gif" width="39" height="25">.

Для быстрого устранения отказов и неисправностей и замены пришедших в негодность элементов на каждом корабле должен быть полный комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей (ЗИП), который размещается в специально установленных для этого местах. ЗИП МСН предназначен для восстановления их работоспособности и ресурса в процессе проведения технического обслуживания и всех видов ремонта. В его состав входят как отдельные элементы (резисторы, диоды, конденсаторы, трансформаторы, сигнальные лампочки, реле, двигатели, ВТ, сельсины и другие элементы), так и модули, блоки, кассеты и приборы. Кроме того, для обеспечения эксплуатации и ремонта в состав ЗИП входят контрольно-измерительные приборы (КИП), различные материалы (припой, смазки, технические жидкости и др.), а также инструмент и приспособления (съемники, держатели и т.п.).

Основными видами ЗИП являются одиночный, ремонтный и групповой ЗИП. Одиночный ЗИП (ЗИП-О) может подразделяться на корабельную часть, размещаемую на корабле (так называемый возимый ЗИП), и базовую часть, размещаемую на складах довольствующего органа (гидрографической службы).

Корабельная часть ЗИП-О предназначена для проведения технического обслуживания МСН и восстановления их работоспособности при плавании корабля. Базовая часть ЗИП-О предназначена для пополнения возимого ЗИП и проведения текущего и межпоходового ремонтов МСН. Состав обеих частей одиночного ЗИП для каждого конкретного МСН указывается в «Ведомости ЗИП одиночного», входящей в комплект эксплуатационной документации МСН.

Одиночный ЗИП является принадлежностью корабля. Он поставляется через довольствующий орган заводом-изготовителем МСН в составе, предусмотренном техническими условиями. ЗИП-О находится в распоряжении командира БЧ-1 (командиров групп), который несет непосредственную ответственность за его укомплектованность, хранение, учет, своевременное списание и пополнение, а также осуществляет контроль за правильностью расходования, комплектностью и техническим состоянием ЗИП МСН не реже 1 раза в 3 месяца. Кроме того, контроль содержания ЗИП не реже 2 раз в год должен выполняться и флагманским штурманом соединения кораблей.

Корабельная часть ЗИП-О размещается в укладочных ящиках в специально установленных и оборудованных для хранения местах и расписывается по заведованиям личного состава БЧ-1 с занесением данных в книгу учета материальных средств, выданных во временное пользование.

Порядок использования возимого ЗИП определяется эксплуатационными документами конкретного МСН (ведомостью одиночного ЗИП, инструкцией по эксплуатации и др.). Во всех случаях использование элементов возимого ЗИП личным составом БЧ-1 может производиться только с разрешения командира БЧ-1 (командиров групп). Использование ЗИП-О для обеспечения ремонтов МСН не разрешается.



Личный состав БЧ-1, в заведовании которого находится корабельная часть ЗИП-О, обязан периодически проверять его комплектность (при ежемесячном техническом обслуживании МСН) и техническое состояние (при ежеквартальном техническом обслуживании МСН). Проверка комплектности ЗИП осуществляется по ведомостям одиночного ЗИП и ведомостям (описям), находящимся в укладочных ящиках. В укладочных ящиках должны также находиться ведомости расхода и пополнения ЗИП, в которые заносятся все необходимые сведения (наименование и количество израсходованных элементов, их номера, даты, основание для расходования, качество израсходованного ЗИП, а также когда, чем и в каком количестве он пополнен). Аналогичные данные заносятся также в карточки некомплектности ЗИП) и являются основанием для составления актов о списании ЗИП. Ответственность за ведение указанных документов (ведомостей расхода и пополнения одиночного ЗИП и карточек некомплектности ЗИП) возлагается на личный состав БЧ-1, в заведовании которого он находится. Результаты проверки заносятся в журнал ЭНП.

Проверка технического состояния ЗИП производится в соответствии с рекомендациями инструкций по эксплуатации МСН (путем установки запасных блоков, модулей, кассет в приборы, их включения и проверки работоспособности). Результаты проверки заносятся в журнал ЭНП и формуляры МСН.

Базовая часть ЗИП-О размещается на складах довольствующего органа и хранится в упаковочных ящиках под пломбами корабля. При этом должностное лицо, принявшее на хранение ЗИП МСН корабля (начальник склада, заведующий хранилищем), несет непосредственную ответственность за организацию хранения и учет ЗИП. Оно отвечает за целостность укладочных ящиков, сохранность на них пломб, а также за поддержание в помещении условий, близких к нормальным (температура воздуха +15…− 50° С, относительная влажность воздуха 65 − 75%).

Ответственность за техническое состояние и комплектность базовой части ЗИП-О несет командир БЧ-1 (командиры групп). Контроль базовой части ЗИП-О командиром БЧ-1 (командирами групп) и флагманским штурманом совмещается с контролем возимого ЗИП. Проверка технического состояния базовой части ЗИП-О при этом производится путем внешнего осмотра, а проверка комплектности осуществляется аналогично проверке возимого ЗИП.

Использование элементов базовой части ЗИП-О личным составом БЧ-1 производится в случае необходимости (для пополнения возимого ЗИП или при проведении текущего и межпоходового ремонтов МСН), но обязательно – с разрешения флагманского штурмана соединения кораблей. Получение необходимых элементов базовой части ЗИП-О осуществляется офицерами БЧ-1 по заявке, подписанной командиром корабля, согласованной с флагманским штурманом и заверенной гербовой печатью.

Одиночный ЗИП МСН по мере расходования должен пополняться в возможно короткие сроки:

– запасным имуществом, заказываемым довольствующими органами флота (по номенклатурной принадлежности) по заявкам соответствующих боевых частей (служб) корабля в пределах действующих норм;

– электроэлементами и другими расходными материалами по нормам.

В этих целях командир БЧ-1 должен организовать подготовку необходимых заявок на пополнение ЗИП, составление актов на его списание и своевременно докладывать флагманскому штурману соединения кораблей о принятых мерах по списанию ЗИП и необходимости его пополнения.

На основании записей, сделанных в журнале ЭНП, формулярах МСН, а также в ведомостях комплекта ЗИП и ведомостях его расхода, внутрикорабельной комиссией составляется акт на списание ЗИП и расходных материалов, который утверждается командиром корабля и заверяется гербовой печатью. Указанные акты являются основанием для составления заявок на пополнение ЗИП и расходных материалов. При составлении заявок офицерам БЧ-1 необходимо учитывать, что обеспечение кораблей ЗИП МСН и расходными материалами осуществляется в зависимости от номенклатурной принадлежности различными довольствующими органами ВМФ. Номенклатурная принадлежность ЗИП к тому или иному Управлению ВМФ определена приказом Главнокомандующего ВМФ 1986 г. № 311.

Получение ЗИП номенклатуры ГУНиО МО РФ осуществляется аналогично получению МСН – по заявке и наряду.

Выдача ЗИП довольствующим органом производится только при одновременной сдаче на склад неисправных запчастей по накладной. В случае необходимости по согласованию с флагманскими штурманами соединения и объединения кораблей и с разрешения ГС флота (флотилии, ВМБ) пополнение одиночного ЗИП может производиться из состава ремонтного или группового ЗИП.

Заявки на пополнение ЗИП и расходных материалов, относящихся к номенклатуре других довольствующих органов ВМФ (кроме ГУНиО МО РФ), составляются командиром БЧ-1 и передаются командирам боевых частей (начальникам служб) корабля для их включения в общекорабельные заявки. В эти заявки включаются ЗИП и расходные материалы, необходимые не только для их пополнения, но и для проведения технического обслуживания МСН.

Для составления заявок на потребный ЗИП и расходные материалы необходимо наряду с приказом ГК ВМФ 1986 г. № 311 пользоваться также рекомендациями Типовых ведомостей регламентных работ и типовых сетевых графиков МПР БЧ-1, инструкциями по эксплуатации и формулярами МСН. Заявки на потребный ЗИП и расходные материалы составляются в произвольной форме, но в них обязательно должны быть указаны ГОСТ или децимальные номера тех или иных элементов и материалов и необходимое их количество, например:

Командиру БЧ-5

Прошу обеспечить БЧ-1 нижеперечисленными расходными материалами для проведения ежемесячного технического обслуживания МСН:

1. Смазка ЦИАТИМ-201 –1,5 кг.

2. Ацетон ГОСТ 2603-71 – 0,5 кг.

3. Замша ГОСТ 3717-70 – 0,4 дм 2 .

Командир БЧ-1 в/ч 36120

старший лейтенант В.Иванов

Командиру РТБЧ

Прошу обеспечить БЧ-1 нижеперечисленным имуществом для пополнения одиночного ЗИП:

1. Резисторы ОМЛТ-0,25-100 Ом ±0 5% – 4 шт.

2. Конденсаторы К73П-2-400-0,022 ±0 10% – 2 шт.

3. Диоды Д237В – 2 шт.

Командир БЧ-1 в/ч 36120

старший лейтенант В.Иванов

Командиры боевых частей (начальники служб) корабля обязаны обобщить поступившие им заявки и организовать получение ЗИП и расходных материалов в соответствующих довольствующих органах флота (флотилии, ВМБ) с последующей их передачей командиру БЧ-1.

Ремонтный ЗИП (ЗИП-Р) предназначен для текущего, среднего и капитального ремонтов МСН. Групповой ЗИП (ЗИП-Г) предназначен для обеспечения технического обслуживания и текущего ремонта МСН, а также для пополнения комплекта ЗИП-О. Комплекты ЗИП-Р и ЗИП-Г являются принадлежностью довольствующих органов флота.

Для обеспечения эксплуатации и ремонта МСН, не имеющих ЗИП-Г и ЗИП-Р, по заказу ГС флота поставляется ЗИП россыпью.

Контроль за порядком хранения и правильностью расходования ЗИП-Г и ЗИП-Р осуществляет управление (отдел) ГС флота. Непосредственная ответственность за его учет и сохранность возложена на начальников складов (хранилищ). Списание и пополнение ЗИП-Г и ЗИП-Р осуществляется управлениями (отделами) ГС флотов.

В период подготовки корабля к боевой службе или длительному походу, особенно в районы со сложными климатическими условиями, командиром БЧ-1, наряду с проверкой технического состояния и укомплектованности ЗИП, должно быть организовано получение на корабль дополнительного ЗИП (ЗИП автономного похода) в целях возможного ремонта или замены узлов и блоков МСН, имеющих пониженную надежность. Составление заявки на дополнительный ЗИП осуществляется командиром БЧ-1 на основании накопленного на соединении опыта плавания и указаний флагманского штурмана.

Комплектование ЗИП автономного похода производится ГС флота (флотилии, ВМБ) по согласованию с главным штурманом флота и флагманским штурманом соединения кораблей. Оно заключается в подборе электроэлементов, сменных узлов, блоков, модулей, которые наиболее часто выходят из строя и замена которых во время похода не обеспечивается составом ЗИП-О. После возвращения корабля из похода дополнительный ЗИП должен быть возвращен на склады ГС флота (флотилии, ВМБ).

Выводы по лекции

1. Ремонтом МСН называется комплекс работ по поддержанию и восстановлению исправности или работоспособности МСН, а также восстановлению ресурса МСН или их составных частей.

2. Ремонт МСН подразделяется на категории и виды. Из неплановых ремонтов основным видом ремонта является оперативный ремонт, а из плановых ремонтов – планово-предупредительный, межпоходовый, текущий, навигационный и доковый ремонты.

3. Организация каждого вида ремонта имеет свою специфику. Ремонт МСН может осуществляться как непосредственно на корабле, так и в различных береговых ремонтных органах. В последнем случае силами личного состава БЧ-1 производится демонтаж МСН и сдача их в ремонт.

4. Приемка МСН из ремонта в основном включает проверку работоспособности МСН и проверку записи о проведенном ремонте в формуляре МСН.

5. Для быстрого устранения отказов и неисправностей и замены пришедших в негодность элементов на каждом корабле должен быть полный комплект ЗИП. Основными видами ЗИП являются одиночный, ремонтный и групповой ЗИП.

6. Обеспечение кораблей ЗИП МСН и расходными материалами осуществляется в зависимости от номенклатурной принадлежности различными довольствующими органами ВМФ.

ЗИП

запасное имущество прибора

Источник: Мир ПК. - 2003. - № 3

ЗИП

Забайкальский институт предпринимательства

г. Чита, образование и наука

ЗИП

комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей;
запасные части и принадлежности;
запасные инструменты и приспособления;
запасные инструменты и принадлежности;
запасные части, инструменты и принадлежности;
запасные изделия и приборы

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. - М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. - 318 с., Словарь сокращений русского языка, М.: Рус. яз., 1984 (оригинальное издание).,

ЗИП

завод измерительных приборов

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. - С.-Пб.: Политехника, 1997. - 527 с.

ЗиП

«Завод имени А. С. Попова»

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. - С.-Пб.: Политехника, 1997. - 527 с.

ЗИП

западный космический испытательный полигон

англ.: Western Тest Range

англ., косм., США

Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. - М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. - 318 с., С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. - С.-Пб.: Политехника, 1997. - 527 с.

ЗИП

запасное имущество пользователя

ЗИП

залог имущественных прав

фин.


Словарь сокращений и аббревиатур . Академик . 2015 .

Смотреть что такое "ЗИП" в других словарях:

    ЗИП - может означать: ЗИП обозначение, принятое в технических системах для указания на: Запасные части, Инструменты, Принадлежности (ГОСТ 2.601). Различают: ЗИП А ЗИП аварийный, ЗИП Г ЗИП групповой, ЗИП 0 одиночный, который в свою очередь… … Википедия

    Зип - запасные части, инструмент, принадлежности, предназначенные для выполнения всех видов технического обслуживания, регламентных работ и ремонта каких либо изделий. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 … Морской словарь

    ЗИП - (запасные части, инструмент н принадлежности), предназначен для обеспечения эксплуатации и ремонта военной техники. В зависимости от назначения н особенностей использования различают одиночный (индивидуальный), групповой н ремонтный комплекты ЗИП … Словарь военных терминов

    ЗИП - запасные части и приспособления … Большой бухгалтерский словарь

    ЗИП - запчасти, инструмент, принадлежности spare parts, tools and accessories (SPTA) … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    зип - (скр. од анг. zipfastener) затворач со запци на облека и др., патент затворач … Macedonian dictionary

    зип - сл. архив в формате ZIP … Hacker"s dictionary

    ЗИП - набор для обслуживания оптического прицела. В него входят сумка, светофильтр, протирки, инструменты и запасные детали … Энциклопедия вооружений

    ЗИП - завод измерительных приборов запасные части, инструменты и принадлежности запасные части и принадлежности (мн.ч.) запасные части и принадлежности …

    ЗиП - Завод имени А. С. Попова … Словарь сокращений русского языка

Книги

  • Оценка надежности систем с учетом ЗИП. Учебное пособие (+CD) , Черкесов Геннадий. Излагаются основы теории надежности систем, в которых восстановление работоспособности осуществляется с помощью замены отказавших элементов на запасные из комплектов ЗИП. Наряду с… Купить за 623 руб
  • Оценка надежности систем с учетом ЗИП CD , Черкесов Г.. "Оценка надёжности систем с учётом ЗИП (+CD)" . Излагаются основы теории надежности систем, в которых восстановление работоспособности осуществляется с помощью замены отказавших элементов на…