Профессия статистик. Краткая история развития статистики Что такое социальная статистика




Сам термин "статистика" появился в середине 18 века и подразумевал совокупность данных о государстве. Однако на сегодня это понятие значительно расширилось: статистическими сведениями характеризуются различные сферы нашей жизни: данные о населении, промышленности, здравоохранении, культуре, технике, торговле, сельском хозяйстве. Все эти данные собирают, анализируют и обрабатывают специалисты, которые называются статистиками. Сама профессия статистик подразумевает изучение и обработку количественных показателей развития производства и общества, их состояния и колебаний, выполняемая при помощи компьютерного обеспечения.

В обязанности квалифицированного статистика входит:

  • своевременный сбор и сопоставление данных периодической отчётности согласно заданных показателей;
  • проверка правильности полученных данных, оценка их качества и динамики;
  • систематизация, анализ цифровых сведений, определение на этой основе закономерностей развития общества;
  • создание статистических справок на основе полученных данных;
  • ведение финансовой документации;
  • учёт ценных бумаг;
  • участие в анализе хозяйственной, производственной и финансовой деятельности предприятий.

Требования к статистикам

Статистик должен иметь математическое или финансово-экономическое образование, знать основы экономической статистики, методы статистического и технического анализа показателей работы организаций, уметь работать с документами финансовой отчётности предприятий, знать базовые компьютерные программы по статистике. К тому же, с точки зрения личностных качеств, профессия статистик подразумевает:

  • развитое аналитическое мышление и логику;
  • высокую работоспособность;
  • умение рационально организовать свой труд;
  • усидчивость и терпеливость, умение выполнять кропотливую работу;
  • хорошую память и внимательность;
  • умение концентрировать внимание и уделять внимание мелочам;
  • ответственность и компетентность, скрупулёзность и аккуратность.

Востребованность и оплата труда

На Западе люди профессия статистик довольно востребована и уважаема, она считается одной из лучших и достойных и соответственно оплачивается; квалифицированные специалисты-статисты в Европе и США зарабатывают до 6-8 тыс. долларов в месяц. В России данная профессия тоже достаточно распространена и хорошие специалисты очень ценятся, однако оплата труда значительно меньше, чем у западных коллег: средний заработок составляет от 20 до 30 тыс.рублей в месяц, а в Москве - до 35 тысяч.

Несомненными плюсами профессии статист являются её перспективность (хороший специалист может с лёгкостью дослужиться до начальника отдела, управления или финансового директора), отсутствие командировок и работа в офисе, невысокий уровень финансовой ответственности, достойная оплата труда. Однако у этой профессии есть и свои минусы: высокие интеллектуальные и психические нагрузки, длительное пребывание в сидячем положении, однообразная, кропотливая работа.

В современных условиях развития общества значительно возрос интерес к статистике как науке и ее широкому применению в практической деятельности. Сегодня уже никто не может отрицать значение и недооценивать роль статистики в общественной жизни. способствуют формированию адекватного представления о нынешнем состоянии дел в стране. Благодаря этому в случае выявления каких-либо отклонений или несоответствий становится возможным своевременно предпринять ряд корректирующих мер и существенно улучшить ситуацию.

Толкование и значение термина

Термин «статистика» происходит от латинского слова status, которое подразумевает определенное положение вещей. Это понятие впервые было употреблено в 1749 году ученым немецкого происхождения Г. Ахенвалем, который упомянул его в своей книге о ведении государственных дел. На сегодняшний день термин употребляется в трех основных значениях:

Предмет, объект и задачи статистики

Каждая наука имеет свои специфические особенности, свой предмет и объект изучения. Статистика не исключение. Ее предметом являются:

  • социальные и экономические явления, происходящие в общественной жизни;
  • количественная сторона социально-экономических явлений с учетом места и конкретного времени.

Объектом исследования статистической науки выступают:

  • общество;
  • общественные процессы и явления;
  • влияние, оказывающееся деятельностью общества на состояние окружающей среды.

Что касается основных задач статистики, то следует отметить следующие:

  1. Выявить и проанализировать все социально-экономические преобразования, происходящие в обществе.
  2. Исследовать и оценить эффективность общественного производства.
  3. Вовремя предоставить органам государственной власти надежную и достоверную информацию.

Что такое экономическая статистика?

Экономическая статистика - это очень важная отрасль статистической науки, занимающаяся исследованием экономических процессов, которые происходят в обществе. Ее целью является проведение адекватного анализа условий функционирования экономики, законов и закономерностей развития общества. Данная цель реализуется путем ее обработки и анализа. Для этого используется система количественных показателей, находящихся в тесной взаимосвязи друг с другом. Благодаря данным, полученным экономической статистикой, становится возможным обеспечение постоянной количественной характеристики различных экономических процессов, а также экономики в целом.

Что такое социальная статистика?

Социальная статистика - это не менее важная отрасль, занимающаяся исследованием характера, имеющих место в обществе. Ее предметом является общество во всех его проявлениях и количественная сторона совокупности социальных процессов и явлений. Главная цель заключается в разработке и использовании эффективных показателей, с помощью которых можно выявить динамику развития социальных условий существования населения и развития общества в целом. способствует формированию четкого представления об образе жизни каждого человека отдельно: о его интересах, приоритетах, условиях жизни в определенный период времени.

Что такое правовая статистика?

Правовая статистика - это еще одна отрасль статистической науки, предметом изучения которой являются количественные характеристики правовых процессов, а также аморальных проявлений в обществе. Различают 3 основные отрасли правовой статистики: уголовно-правовую, гражданско-правовую и административно-правовую.

Уголовно-правовая статистика имеет в качестве предмета изучения закономерности, по которым происходят движения преступности, преступников и наказаний, применяемых к тем, кто нарушил закон. После того как суд вынес тот или иной приговор, статистикой осуществляется учет приговоренных или осужденных.

Гражданско-правовая статистика ведет учет исков-истцов и ответчиков-решений. Вся информация о них по завершении рассмотрения каждого судебного дела заносится судьей в специальные карточки-формы.

Административно-правовая статистика изучает закономерности движения административных правонарушений, людей, совершивших их, и мер, применяемых к правонарушителям.

в статистике?

Вариация в статистике - это не что иное, как различие значений тех или иных признаков, характерных для двух и более единиц совокупности в аналогичный период времени. Она возникает по причине наличия разных условий существования нескольких единиц одной совокупности и используется в процессе выборочного наблюдения, а также для статистического моделирования и планирования экспертных опросов. В соответствии с показателями вариации делается вывод относительно однотипности единиц совокупности, стабильности значений признаков и их взаимосвязи. Необходимо отметить, что вариация является одним из обязательных условий как развития, так и самого существования массовых явлений.

Статистик - это кто?

Возникает вопрос о том, кто такой статистик и чем он занимается. Изначально следует сказать, что статистик - это в первую очередь профессия. На сегодняшний день эта профессия привлекает внимание все большего количества молодых людей, которые после окончания школы решают посвятить себя целиком и полностью изучению и развитию статистической науки. Им хорошо известно, что статистик - это специалист, работа которого посвящена обработке и изучению количественных показателей общественных процессов и явлений, степени их изменения и развития. Он является служащим, подчиняющимся государственной власти, или работником отделов статистики различных предприятий и организаций. Также следует подчеркнуть, что статистик - это эксперт, деятельность которого направлена на сбор, обработку и анализ совокупности сведений о государстве и событиях, происходящих в нем. В его непосредственные обязанности входят следующие задачи:

  1. Сбор информации и составление на ее основе отчетности по определенным показателям.
  2. Проверка реалистичности собранных данных и их сравнение с показателями прошедшего периода.
  3. Систематизация, обработка и анализ данных.
  4. Составление различного рода справок, на основании совокупности собранных и обработанных данных.

Предметом труда статистика являются знаковые системы, то есть цифры, разные таблицы и графики, формулы, документация. Основная преследуемая им цель - анализ статистических данных, их систематизация, а также сравнения закономерностей с количественной стороны.

Роль в общественной жизни

Роль статистической науки и статистического учета в жизни общества нельзя недооценивать. Статистика дает реальную картину состояния экономики, научной деятельности, уровня культуры населения, благосостояния и благополучия общества в определенный период времени. Кроме этого, становится возможным наблюдать за выполнением разнообразных народно-хозяйственных программ, выявлять несоответствия, отклонения от намеченного плана, сравнивать показатели развития различных государств. Более того, статистические данные имеют огромное значение не только для настоящего, но и для будущего. Таким образом, они могут быть основой научного планирования завтрашнего развития социума и его прогресса.

Деятельность людей во множестве случаев предполагает работу с данными, а она в свою очередь может подразумевать не только оперирование ими, но и их изучение, обработку и анализ. Например, когда нужно уплотнить информацию, найти какие-то взаимосвязи или определить структуры. И как раз для аналитики в этом случае очень удобно пользоваться не только , но и применять статистические методы.

Особенностью методов статистического анализа является их комплексность, обусловленная многообразием форм статистических закономерностей, а также сложностью процесса статистических исследований. Однако мы хотим поговорить именно о таких методах, которые может применять каждый, причем делать это эффективно и с удовольствием.

Статистическое исследование может проводиться посредством следующих методик:

  • Статистическое наблюдение;
  • Сводка и группировка материалов статистического наблюдения;
  • Абсолютные и относительные статистические величины;
  • Вариационные ряды;
  • Выборка;
  • Корреляционный и регрессионный анализ;
  • Ряды динамики.

Статистическое наблюдение

Статистическое наблюдение является планомерным, организованным и в большинстве случаев систематическим сбором информации, направленным, главным образом, на явления социальной жизни. Реализуется данный метод через регистрацию предварительно определенных наиболее ярких признаков, цель которой состоит в последующем получении характеристик изучаемых явлений.

Статистическое наблюдение должно выполняться с учетом некоторых важных требований:

  • Оно должно полностью охватывать изучаемые явления;
  • Получаемые данные должны быть точными и достоверными;
  • Получаемые данные должны быть однообразными и легкосопоставимыми.

Также статистическое наблюдение может иметь две формы:

  • Отчетность – это такая форма статистического наблюдения, где информация поступает в конкретные статистические подразделения организаций, учреждений или предприятий. В этом случае данные вносятся в специальные отчеты.
  • Специально организованное наблюдение – наблюдение, которое организуется с определенной целью, чтобы получить сведения, которых не имеется в отчетах, или же для уточнения и установления достоверности информации отчетов. К этой форме относятся опросы (например, опросы мнений людей), перепись населения и т.п.

Кроме того, статистическое наблюдение может быть категоризировано на основе двух признаков: либо на основе характера регистрации данных, либо на основе охвата единиц наблюдения. К первой категории относятся опросы, документирование и прямое наблюдение, а ко второй – наблюдение сплошное и несплошное, т.е. выборочное.

Для получения данных при помощи статистического наблюдения можно применять такие способы как анкетирование, корреспондентская деятельность, самоисчисление (когда наблюдаемые, например, сами заполняют соответствующие документы), экспедиции и составление отчетов.

Сводка и группировка материалов статистического наблюдения

Говоря о втором методе, в первую очередь следует сказать о сводке. Сводка представляет собой процесс обработки определенных единичных фактов, которые образуют общую совокупность данных, собранных при наблюдении. Если сводка проводится грамотно, огромное количество единичных данных об отдельных объектах наблюдения может превратиться в целый комплекс статистических таблиц и результатов. Также такое исследование способствует определению общих черт и закономерностей исследуемых явлений.

С учетом показателей точности и глубины изучения можно выделить простую и сложную сводку, но любая из них должна основываться на конкретных этапах:

  • Выбирается группировочный признак;
  • Определяется порядок формирования групп;
  • Разрабатывается система показателей, позволяющих охарактеризовать группу и объект или явление в целом;
  • Разрабатываются макеты таблиц, где будут представлены результаты сводки.

Важно заметить, что есть и разные формы сводки:

  • Централизованная сводка, требующая передачи полученного первичного материала в вышестоящий центр для последующей обработки;
  • Децентрализованная сводка, где изучение данных происходит на нескольких ступенях по восходящей.

Выполняться же сводка может при помощи специализированного оборудования, например, с использованием компьютерного ПО или вручную.

Что же касается группировки, то этот процесс отличается разделением исследуемых данных на группы по признакам. Особенности поставленных статистическим анализом задач влияют на то, какой именно будет группировка: типологической, структурной или аналитической. Именно поэтому для сводки и группировки либо прибегают к услугам узкопрофильных специалистов, либо применяют .

Абсолютные и относительные статистические величины

Абсолютные величина считаются самой первой формой представления статистических данных. С ее помощью удается придать явлениям размерные характеристики, например, по времени, по протяженности, по объему, по площади, по массе и т.д.

Если требуется узнать об индивидуальных абсолютных статистических величинах, можно прибегнуть к замерам, оценке, подсчету или взвешиванию. А если нужно получить итоговые объемные показатели, следует использовать сводку и группировку. Нужно иметь в виду, что абсолютные статистические величины отличаются наличием единиц измерения. К таким единицам относят стоимостные, трудовые и натуральные.

А относительные величины выражают количественные соотношения, касающиеся явлений социальной жизни. Чтобы их получить, одни величины всегда делятся на другие. Показатель, с которым сравнивают (это знаменатель), называют основанием сравнения, а показатель, которой сравнивают (это числитель), называют отчетной величиной.

Относительные величины могут быть разными, что зависит от их содержательной части. Например, существуют величины сравнения, величины уровня развития, величины интенсивности конкретного процесса, величины координации, структуры, динамики и т.д. и т.п.

Чтобы изучить какую-то совокупность по дифференцирующимся признакам, в статистическом анализе применяются средние величины – обобщающие качественные характеристики совокупности однородных явлений по какому-либо дифференцирующемуся признаку.

Крайне важным свойством средних величин является то, что они говорят о значениях конкретных признаков во всем их комплексе единым числом. Невзирая на то, что у отдельных единиц может наблюдаться количественная разница, средние величины выражают общие значения, свойственные всем единицам исследуемого комплекса. Получается, что при помощи характеристики чего-то одного можно получить характеристику целого.

Следует иметь в виду, что одним из самых важных условий применения средних величин, если проводится статистический анализ социальных явлений, считается однородность их комплекса, для которого и нужно узнать среднюю величину. А от такого, как именно будут представлены начальные данные для исчисления средней величины, будет зависеть и формула ее определения.

Вариационные ряды

В некоторых случаях данных о средних показателях тех или иных изучаемых величин может быть недостаточно, чтобы провести обработку, оценку и глубокий анализ какого-то явления или процесса. Тогда во внимание следует брать вариацию или разброс показателей отдельных единиц, который тоже представляет собой важную характеристику исследуемой совокупности.

На индивидуальные значения величин могут воздействовать многие факторы, а сами изучаемые явления или процессы могут быть очень многообразны, т.е. обладать вариацией (это многообразие и есть вариационные ряды), причины которой следует искать в сущности того, что изучается.

Вышеназванные абсолютные величины находятся в непосредственной зависимости от единиц измерения признаков, а значит, делают процесс изучения, оценки и сравнения двух и более вариационных рядов более сложным. А относительные показатели нужно вычислять в качестве соотношения абсолютных и средних показателей.

Выборка

Смысл выборочного метода (или проще – выборки) состоит в том, что по свойствам одной части определяются численные характеристики целого (это называется генеральной совокупностью). Основной выборочного метода является внутренняя связь, объединяющая части и целое, единичное и общее.

Метод выборки отличается рядом существенных преимуществ перед остальными, т.к. благодаря уменьшению количества наблюдений позволяет сократить объемы работы, затрачиваемые средства и усилия, а также успешно получать данные о таких процессах и явлениях, где либо нецелесообразно, либо просто невозможно исследовать их полностью.

Соответствие характеристик выборки характеристикам изучаемого явления или процесса будет зависеть от комплекса условий, и в первую очередь от того, как вообще будет реализовываться выборочный метод на практике. Это может быть как планомерный отбор, идущий по подготовленной схеме, так и непланомерный, когда выборка производится из генеральной совокупности.

Но во всех случаях выборочный метод должен быть типичным и соответствовать критериям объективности. Данные требования нужно выполнять всегда, т.к. именно от них будет зависеть соответствие характеристик метода и характеристик того, что подвергается статистическому анализу.

Таким образом, перед обработкой выборочного материала необходимо провести его тщательную проверку, избавившись тем самым от всего ненужного и второстепенного. Одновременно с этим, составляя выборку, в обязательном порядке нужно обходить стороной любую самодеятельность. Это означает, что ни в коем случае не следует делать выборку только из вариантов, кажущихся типичными, а все другие – отбрасывать.

Эффективная и качественная выборка должна составляться объективно, т.е. производить ее нужно так, чтобы были исключены любые субъективные влияния и предвзятые побуждения. И чтобы это условие было соблюдено должным образом, требуется прибегнуть к принципу рандомизации или, проще говоря, к принципу случайного отбора вариантов из всей их генеральной совокупности.

Представленный принцип служит основой теории выборочного метода, и следовать ему нужно всегда, когда требуется создать эффективную выборочную совокупность, причем случаи планомерного отбора исключением здесь не являются.

Корреляционный и регрессионный анализ

Корреляционный анализ и регрессионный анализ – это два высокоэффективных метода, позволяющие проводить анализ больших объемов данных для изучения возможной взаимосвязи двух или большего количества показателей.

В случае с корреляционным анализом задачами являются:

  • Измерить тесноту имеющейся связи дифференцирующихся признаков;
  • Определить неизвестные причинные связи;
  • Оценить факторы, в наибольшей степени воздействующие на окончательный признак.

А в случае с регрессионным анализом задачи следующие:

  • Определить форму связи;
  • Установить степень воздействия независимых показателей на зависимый;
  • Определить расчетные значения зависимого показателя.

Чтобы решить все вышеназванные задачи, практически всегда нужно применять и корреляционный и регрессионный анализ в комплексе.

Ряды динамики

Посредством этого метода статистического анализа очень удобно определять интенсивность или скорость, с которой развиваются явления, находить тенденцию их развития, выделять колебания, сравнивать динамику развития, находить взаимосвязь развивающихся во времени явлений.

Ряд динамики – это такой ряд, в котором во времени последовательно расположены статистические показатели, изменения которых характеризуют процесс развития исследуемого объекта или явления.

Ряд динамики включает в себя два компонента:

  • Период или момент времени, связанный с имеющимися данными;
  • Уровень или статистический показатель.

В совокупности эти компоненты представляют собой два члена ряда динамики, где первый член (временной период) обозначается буквой «t», а второй (уровень) – буквой «y».

Исходя из длительности временных промежутков, с которыми взаимосвязаны уровни, ряды динамики могут быть моментными и интервальными. Интервальные ряды позволяют складывать уровни для получения общей величины периодов, следующих один за другим, а в моментных такой возможности нет, но этого там и не требуется.

Ряды динамики также существуют с равными и разными интервалами. Суть же интервалов в моментных и интервальных рядах всегда разная. В первом случае интервалом является временной промежуток между датами, к которым привязаны данные для анализа (удобно использовать такой ряд, например, для определения количества действий за месяц, год и т.д.). А во втором случае – временной промежуток, к которому привязана совокупность обобщенных данных (такой ряд можно использовать для определения качества тех же самых действий за месяц, год и т.п.). Интервалы могут быть равными и разными, независимо от типа ряда.

Естественно, чтобы научиться грамотно применять каждый из методов статистического анализа, недостаточно просто знать о них, ведь, по сути, статистика – это целая наука, требующая еще и определенных навыков и умений. Но чтобы она давалась проще, можно и нужно тренировать свое мышление и .

В остальном же исследование, оценка, обработка и анализ информации – очень интересные процессы. И даже в тех случаях, когда это не приводит к какому-то конкретному результату, за время исследования можно узнать множество интересных вещей. Статистический анализ нашел свое применение в огромном количестве сфер деятельности человека, а вы можете использовать его в учебе, работе, бизнесе и других областях, включая развитие детей и самообразование.

Сегодня я хочу разобрать подробнее то, о чём уже однажды рассказывал, а точнее про и почему нужно вести статистику того, в чём вы хотите добиться высокого результата, очень важно. Без этого, я думаю, не обходится ни один успешный человек. Поэтому заслуженно отправляю эту статью в раздел привычек и навыков, которые необходимо в себе сформировать.

Вести статистику я начал почти год назад, после того, как прошёл обучение в и уволился со своей оффлайн работы, где 2 года проработал инженером-электриком. Изучая новые направления в интернете и создавая свои проекты, полностью сменив сферу деятельности, ведение статистики помогло увидеть, куда я двигаюсь. Самое главное открытие оказалось для меня в том, что когда подводишь еженедельные или ежемесячные итоги о проделанной работе и видишь наглядный результат роста в цифрах — это мотивирует, как ничто другое и заставляет действовать ещё эффективней, убирая то, что не приносит результат.

Отслеживать статистику — это базовый принцип, которым пользуются абсолютно все. Но вот в обычной жизни люди этого не делают. Ещё год назад у меня в окружении не было ни одного человека, кто бы вёл статистику и мог объяснить, зачем это надо. При этом, я думаю, каждый, кого я знаю, хоть раз на работе или учёбе составлял отчёты и подводил итоги. Как думаете, зачем начальство с вас спрашивает различные отчёты?

Чтобы видеть динамику вашей работы и всей организации в общем. Поэтому я рекомендую каждому, кто желает улучшать своё качество жизни, расти в финансовой, физической и других сферах, вести статистику и подводить итоги. Все они взаимосвязаны между собой и улучшение одного показателя может повлиять на всё сразу.

Для того, чтобы сформировать у себя такую привычку, достаточно сейчас создать документ в Excel, подумать и выписать то, что можно отследить в вашей деятельности. Начать можно с главного - вести статистику своих расходов и доходов. Все мы хотим увеличить свой заработок, но вот как вы хотите это сделать, если даже не знаете сколько точно вы зарабатываете, какие источники дохода у вас есть и куда, самое главное, утекают ваши деньги.

Когда мы стали анализировать свои расходы, то удивились, что большая часть денег уходит на совершенно ненужные вещи и стали учиться использовать деньги правильно. Наверное, я никого не удивлю, но есть законы денег, о которых чуть позже я тоже буду рассказывать, из-за которых бедные становятся беднее, а богатые — ещё богаче.

Следующее, что нужно анализировать — это ваша деятельность. Приведу пример. Я , и моя деятельность ничем не отличается от обычной работы, я также получаю задания и выполняю их. Параллельно я развиваю свои проекты, такие как: блог, социальные сети и т.д. Начну с основной работы, удалённо я занимаюсь созданием, настройкой и продвижением сайтов на WordPress. Что здесь можно анализировать:

  • заказы, выполненные за месяц;
  • количество заказчиков;
  • сколько заказчиков остались довольны работой;
  • проекты, взятые на постоянное обслуживание;
  • трудозатраты на ту или иную работу и цена за эту работу;
  • с обслуживанием и продвижением отслеживается также для отдельно взятого проекта вся статистика выполненных работ;
  • и множество других показателей, которые можно отслеживать.

Теперь возьмём один из моих проектов, например, этот блог, что здесь можно и нужно отслеживать, если вы хотите сделать блог популярным и качественным:

Для чего, например, отслеживать сколько статей написано в месяц и сколько времени на это потрачено? Это позволяет мне видеть на сколько увеличивается скорость написания одной статьи и улучшать этот показатель с каждой новой статьёй. А количество написанных статей за месяц позволяет увеличивать это кол-во в следующем месяце и т.д. Также, когда точно известен доход за месяц и из каких источников, — это позволяет увеличить его в следующем месяце на несколько процентов, а отслеживание профессиональных навыков — увеличивать цены за свои услуги.

В остальных сферах жизни также всё можно отслеживать и улучшать в нужную сторону. Например, вы хотите похудеть или наоборот, как я, — потолстеть. То купите весы и ежедневно наблюдайте и выписывайте показания весов, работая на результат, пока цифры не станут такими, какими хотите их видеть вы. Опять же, мотивации будет больше, если будете видеть результат проделанной работы, не задумываясь, что время потрачено зря.

Пишите свои мысли по этому поводу в комментариях, задавайте вопросы, будет приятно получить от вас обратную связь. Также делитесь статьёй с друзьями, если она оказалась для вас полезной, и начинайте действовать. Всем удачи!

С уважением, Василий Блинов

Статистика- наука, изучающая количественную сторону массовых социально- экономических явлений и процессов, в неразрывном единстве с их качественной стороной в конкретных условиях места и времени.

В естественных науках понятие «статистика» означает анализ массовых явлений, основанных на применении методов теории вероятности.

Статистика разрабатывает специальную методологию исследования и обработки материалов: массовые статистические наблюдения, метод группировок, средних величин, индексов, балансовый метод, метод графических изображений.

Методологическими особенностями является изучение: массовости явлений, качественно однородных признаков того или иного явления в динамике.

Статистика включает ряд разделов, среди которых: общая теория статистики, экономическая статистика, отраслевые статистики- промышленная, сельского хозяйства, транспорта, медицинская.

11. Группы показателей для оценки состояния здоровья населения.

Здоровье населения характеризуется тремя группами основных показателей:

А) медико-демографические –отражают состояние и динамику демографических процессов:

    Статистика населения (плотность, размещение, социальный состав, состав по полу и возрасту, грамотность, образование, национальность, язык, культура.)

    Динамика населения (механическая эмиграция и иммиграция, естественная рождаемость, смертность, естественный прирост.)

    Семейное состояние (коэффициент брачности, разводов, средняя продолжительность брака.)

    Процессы воспроизводства (суммарная плодовитость, брутто-коэффициент и нетто-коэффициент.)

    Средняя ожидаемая продолжительность жизни

    Смертность (структура смертности, показатели смертности в зависимости от причины, характера заболеваемости и возраста.)

Б) показатели заболеваемости и травматизма (первичная заболеваемость, распространенность, накопленная заболеваемость, патологическая пораженность, индекс здоровья, летальность, травматизм, инвалидность.)

В) показатели физического развития:

    Антропометрические (рост, масса тела, окружность грудной клетки, головы, плеча, предплечья, голени, бедра)

    Физиометрические (жизненная ёмкость легких, мышечная сила кистей рук, становая сила)

    Соматоскопические (телосложение, развитие мускулатуры, степень упитанности, форма грудной клетки, форма голеней, стоп, выраженность вторичных половых признаков.)

    Медицинская статистика, ее разделы, задачи. Роль статистического метода в изучении здоровья населения и деятельности системы здравоохранения.

Медицинская (санитарная) статистика - изу­чает количественную сторону явлений и процессов, связанных с ме­дициной, гигиеной и здравоохранением.

Выделяют 3 раздела медицинской статистики:

1. Статистика здоровья населения - изучает состояние здоровья населения в целом или его отдельных групп (путем сбора и статис­тического анализа данных о численности и составе населения, его воспроизводстве, о естественном движении, физическом развитии, распространенности различных заболеваний, продолжительности жиз­ни и т.д.). Оценка показателей здоровья проводится в сопоставлении с общепринятыми оценочными уровнями и уровнями, полученными по различным регионам и в динамике.

2. Статистика здравоохранения - решает вопросы сбора, обработ­ки и анализа информации о сети учреждений здравоохранения (их размещении, оснащении, деятельности) и кадрах (о численности врачей, среднего и младшего медицинского персонала, о распределе­нии их по специальностям, стажу работы, о их переподготовке и т.д.). При анализе деятельности лечебно-профилактических учрежде­ний осуществляется сопоставление полученных данных с нормативны­ми уровнями, а также уровнями, полученными по другим регионам и в динамике.

3. Клиническая статистика - это использование статистических методов при обработке результатов клинических, экспериментальных и лабораторных исследований; она позволяет с количественной точ­ки зрения оценить достоверность результатов исследования и ре­шить ряд других задач (определение объема необходимого числа наблюдений при выборочном исследовании, сформировать эксперимен­тальную и контрольную группы, изучить наличие корреляционных и регрессионных связей, устранить качественную неоднородность групп и т. д.).

Задачами медицинской статистики являются:

1) изучение состояния здоровья населения, анализ количественных характеристик общественного здоровья.

2) выявление связей между показателями здоровья и различными фак­торами природной и социальной среды, оценка влияния этих фак­торов на уровни здоровья населения.

3) изучение материально- технической базы здравоохранения.

4) анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений.

5) оценка эффективности (медицинской, социальной, экономической) проводимых лечебных, профилактических, противоэпидемических мероприятий и здравоохранения в целом.

6) использование статистических методов при проведении клинических и экспериментальных медико-биологических исследований.

Медицинская статистика является методом социальной диагности­ки, поскольку она позволяет дать оценку состояния здоровья насе­ления страны, региона и на этой основе разработать меры, направ­ленные на улучшение общественного здоровья. Важнейшим принципом статистики является применение ее для изу­чения не отдельных, единичных, а массовых явлений , с целью выявления их общих закономерностей. Эти закономерности проявляются, как правило, в массе наблюдений, то есть при изучении статистической совокупности.

В медицине статистика - ведущий метод, т.к.:

1) позволяет количественно измерить показатели здоровья населения и показатели деятельности медицинских учреждений

2) определяет силу влияния различных факторов на здоровье населения

3) определяет эффективность лечения и оздоровительных мероприятий

4) позволяет оценить динамику показателей здоровья и позволяет прогнозировать их

5) позволяет получить необходимые данные для разработки норм и нормативов здравоохранения.

    Статистическая совокупность. Определение, виды, свойства. Особенности исследования статистической совокупности.

Объектом любого статистического исследования является статис­тическая совокупность.

Статистическая совокупность - группа, состоящая из множества относительно однородных элементов, взятых вместе в известных гра­ницах пространства и времени и обладающих признаками сходства и различия.

Свойства статистической совокупности : 1) однородность единиц наблюдения 2) определенные границы пространства и времени изучаемого явления

Объектом статистического исследования в медицине и здравоохранении могут быть различные контингенты населения (население в целой или его отдельные группы, больные, умершие, родившиеся), лечебно-профилактические учреждения и др.

Различают два вида статистической совокупности :

а) генеральная совокупность

б) выборочная совокупность

1. выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обес­печить равную возможность для всех элементов исходной совокупнос­ти быть охваченными наблюдением.

2. выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отра­жать явление, т.е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генеральная совокупность.

Выборочная совокупность

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т.е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т.д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т.д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т.д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной.

    Выборочная совокупность, требования, предъявляемые к ней. Принципы и способы формирования выборочной совокупности.

Различают два вида статистической совокупности :

а) генеральная совокупность - совокупность, состоящая из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. При изучении общественного здоровья генеральная совокупность часто рассматривается в пределах конкретных территориальных гра­ниц или может ограничиваться другими признаками (полом, возрас­том и др.) в зависимости от цели исследования.

б) выборочная совокупность - часть генеральной, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Особенности проведения статистического исследования на выборочной совокупности:

1. выборочная совокупность формируется таким образом, чтобы обес­печить равную возможность для всех элементов исходной совокупнос­ти быть охваченными наблюдением.

2. выборочная совокупность должна быть репрезентативной (представительной), точно и полно отра­жать явление, т.е. давать такое же представление о явлении, как если бы изучалась вся генеральная совокупность.

Выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, отобранная спе­циальным (выборочным) методом и предназначенная для характерис­тики генеральной совокупности.

Требования, предъявляемые к выборочной совокупности:

1) должна быть репрезентативной, точно и полно отражать явление, т.е. давать такое же представление о явлении как если бы изучалась вся генеральная совокупность, для этого она должна:

а. быть достаточной по численности

б. обладать основными чертами генеральной совокупности (в отобранной части должны быть представлены все элементы в таком же соотношении, как и в генеральной)

2) при ее формировании должен соблюдаться основной принцип формирования выборочной совокупности : равная возможность для каждой единицы наблюдения попасть в исследование.

Способы формирования статистической совокупности:

1) случайный отбор - отбор единиц наблюдения путем жеребьевки с помощью таблицы случайных чисел и т.д. При этом для каждой единицы обеспечивается равная возможность попасть в выборку.

2) механический отбор - единицы генеральной совокупности, последовательно расположенные по какому-либо признаку (по алфавиту, по датам обращения к врачу и т.д.), разбиваются на равные части; из каждой части в заранее обусловленном порядке отбирают каждую 5, 10 или n-ую единицу наблюдения таким образом, чтобы обеспечить необходимый объем выборки.

3) типический (типологический) отбор - предполагает обязательное предварительное расчленение генеральной совокупности на отдельные качественно однородные группы (типы) с последующей выборкой единиц наблюдения из каждой группы по принипам случайного или механического отбора.

4) серийный (гнездный, гнездовой) отбор - предполагает выборку из генеральной совокупности не отдельных единиц, а целых серий (организованной совокупности единиц наблюдений, например, организаций, районов и т.д.)

5) комбинированные способы - сочетание различных способов формирования выборочной.