Мощи святой матроны московской. Как прикладываться к мощам Матроны Московской? Посещение мощей Матроны Московской




После распятия Иисуса Христа все люди разделились надвое. Те, кто верит в его последующее чудесное воскрешение, и те, кто не верит. Первым приходилось особенно нелегко: последователи Христа подвергались гонениям и нередко заканчивали жизнь мученически. Их пытали, отдавали на растерзание животным, сжигали. Тела этих святых, в каком бы они ни оказывались виде, старались сохранить. Считалось, что Святой Дух, который жил в них при жизни, остается там и после смерти.

Спустя время люди находили тому подтверждение. Приходя к захоронениям, останкам, они молились перед ними как перед живыми и получали ответ. Кто-то исцелялся после тяжелой болезни, кто-то обретал семью. До сих пор сохраненные в разные времена мощи святых подвижников хранятся с особыми почестями в храмах и монастырях, разбросанных по всему свету. Многие мощи были разделены на части и развезены по разным церквям для того, чтобы благодать, от них исходящая, множилась.

Как прикоснуться к святым мощам

Сейчас прикоснуться к святым мощам не представляется столь сложным, как раньше. Собирается множество паломнических туров не только по нашей стране, но и за ее пределы. Верующие отправляются в святые места помолиться, набраться сил, очиститься. Довольно часто организовывается вывоз святых мощей в другие города и страны, чтобы те христиане, которые не могут приехать в места постоянного пребывания мощей, могли прикоснуться к ним.

Как следует вести себя, ёсли вы собираетесь прикоснуться к святым мощам? Часто в храмах, куда их привозят, выстраиваются длинные очереди из желающих это сделать. Ведите себя в толпе смиренно, помогайте стоящим рядом, творите молитву до тех пор, пока не дойдет до вас черед. Считается, что даже если вы просто стоите в помещении, где находятся в данный момент святые мощи, вы уже получаете благодать, от них исходящую. Когда очередь дойдет до вас, приложитесь к мощам лбом или поцелуйте ковчежец или раку, в которой они находятся (это на ваше усмотрение), перекреститесь и уступите очередь следующему. Чтобы не задерживать людей, перед мощами разрешается перекреститься два раза, а третье крестное знамение совершить, уже отойдя от них.

Где хранятся мощи святых

Если вы еще только собираетесь отправиться в паломническое путешествие к месту хранения мощей того или иного святого, вот вам несколько географических подсказок.

Мощи Святой Матроны хранятся в Москве, в левом приделе Покровской церкви Покровского монастыря (улица Таганская, 58).

Мощи Святого Луки хранятся в городе Симферополе, в храме Святителя Луки на территории Свято-Троицкого монастыря.

Мощи Святого Георгия Победоносца хранятся в Италии, в римской базилике Сан-Джорджио-ин-Велабро. Также часть мощей святого Георгия находится в Париже, в храме Сент-Шапель. Десница святого Георгия Победоносца находится в Греции на горе Афон в монастыре Ксенофонта.

Мощи Иоанна Кронштадтского хранятся в Санкт-Петербурге, в Свято-Иоанновском монастыре.

Мощи Святой Великомученицы Варвары хранятся в Киеве, в соборе Святого князя Владимира.

Мощи Преподобных Киево-Печерских отцов хранятся в Республике Крым, в Топловском женском монастыре святой преподобномученицы Параскевы.

Мощи Святого Валентина хранятся в Львовская области, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Мощи Святого Спиридона Тримифунтского хранятся в Греции, на острове Корфу, в соборе Святого Спиридона Тримифунтского.

Одна из самых почитаемых московских святых любима всем нашим народом, а потому очередь к раке с её останками всюду выстраивается сумасшедшая. Мы же с вами имеем редчайшую возможность в любое время поклониться мощам не только Матронушки, но и иных святых. Ведь чудотворные мощи хранятся во многих московских храмах и монастырях. В № 5 «АиФ» за 2011 г. была напечатана карта чудотворных икон, теперь речь пойдёт о мощах.

Мощи почитают в первую очередь потому, что им присущи дар чудотворения и сила исцеления. Мощами, по словам Иоанна Дамаскина, «бесы изгоняются, недуги исцеляются, немощные врачуются, прокажённые очищаются, искушения и скорби исчезают». Поклонение им способствует преображению мира. «Святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Св. Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах», - писал Иоанн Дамаскин. В силу этого храмы и монастыри, в которых хранятся мощевики и ковчеги, становятся местом паломничества.

В церковнославянском языке слово «мощи» употребляется применительно к останкам любых усопших людей. В отношении же останков святых обычно говорилось «святые мощи» или «честны́е мощи». В России XVIII-XIX вв. появилось представление о мощах как о нетленных телах, сохранивших вид только что умершего человека. Хотя во все времена христианами благочестиво почитались любые останки святых, даже сохранившиеся в виде костей, праха или пепла. Обыкновение разделять мощи святых на части и помещать затем в разных храмах получило особое распространение в греческой церкви. Но почитание распространяется и на ряд предметов, находившихся в физическом контакте с телом святого, прежде всего на погребальную ткань и воск от свечей, стоявших на могиле святого.

Св. Амвросий Медиоланский называл мощи «семенами вечности». Почитая их, мы таким образом помним о тех, кто в своём духовном подвиге осуществил замысел Творца о мире. Блж. Иероним Стридонский пишет: «Не почитаем, не поклоняемся, не служим твари более Творца, почитаем мощи мучеников, чтобы поклоняться Тому, за Кого они пострадали».

Самые почитаемые мощи святых в Москве

1. Мощи святой Матроны Московской. Её просят и об исцелении от болезней, и о беременности, и о вразумлении. Считается также, что Матрона сама знает, кому и что дать. Покровский ставропигиальный женский монастырь - ул. Таганская, д. 58, ст. м. «Марксистская».

2. «Кийский крест» с частицами мощей более 100 святых: Иоанн Предтеча, пророк Даниил, апостолы Павел и Иаков, брат Господень, евангелисты Лука и Матфей, равноапостольный царь Константин. Мощевик, сработанный в размер Креста Господня, был изготовлен по благословению патриарха Никона - в память о спасении от кораблекрушения на Белом море. Храм преподобного Сергия Радонежского - Крапивенский пер., д. 4, ст. м. «Трубная», «Чеховская».

3. Частицы свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и иконах. Храм мученика Иоанна Воина - ул. Б. Якиманка, д. 46, ст. м. «Октябрьская».

4. Мощевик с частью жезла Моисеева . Того самого, что превращался в змею (и обратно) и поглотил жезлы египетских чародеев. Он был утрачен многие века назад, и как его частица попала в московский храм - загадка. Храм Успения Богородицы - ул. Гончарная, д. 29, ст. м. «Таганская».

5. Ковчеги на 100 и 50 мощей . Среди них - св. великомученица Екатерина, Андрей Боголюбский, апостол Андрей Первозванный и др. Храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев - ул. Байкальская, 37а, ст. м. «Щёлковская».

6. Мощи свт. Николая . Один из самых любимых православных святых, к нему обращаются с разными просьбами - от серьёзнейших, связанных со здоровьем, до сиюминутных, бытовых. Храм свт. Николая на Трёх Горах - Нововаганьковский пер., д. 9, ст. м. «Краснопресненская».

7. Ковчеги-мощевики с частицами святых мощей преподобных отцов Киево-Печерских, с частицами Ризы Господней, Ризы Божией Матери, Животворящего Креста Господня. Там также хранятся частицы мощей святых апостолов и русских святых, среди которых первосвятители Московские, преподобные Серафим Саровский, Кирилл и Мария Радонежские, преподобные оптинские старцы, святой Василий Блаженный. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь - Крестьянская пл., д. 10, ст. м. «Крестьянская Застава».

8. Крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле - ул. Радио, д. 2, ст. м. «Бауманская».

9. Мощи блгв. кн. Димитрия Донского . Этому святому следует молиться о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремлённости, мужества. Собор Архангела Михаила (Архангельский собор Кремля) - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

10. Мощи московских митрополитов . В северном приделе почивают мощи святителя Петра Московского, по благословению которого в августе 1326 г. и был заложен Успенский собор Кремля. В храме также находятся мощи русских патриархов - Иова и Ермогена. Патриарший собор Успения Пресвятой Богородицы - Кремль, Соборная пл., ст. м. «Боровицкая».

11. Частица мощей ап. Андрея Первозванного . Он первым из апостолов последовал за Христом, а затем привёл к нему своего родного брата святого апостола Петра. Ему молятся обо всех горестях. Храм Христа Спасителя - ул. Волхонка, д. 15, ст. м. «Кропоткинская».

12. Частица мощей вмч. Георгия Победоносца . Покровитель православного воинства, а также Москвы. Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе - пл. победы, д. 36, ст. м. «Кутузовская».

Мощи святых - мы часто слышим это словосочетание, но мало кто задумывается над тем, что же это такое. Между тем, с почитанием святых мощей напрямую связана история становления церкви. Святые праведники и великомученики всегда были примером великого служения делу веры, а после смерти стали предметом трепетного почитания.

Что такое мощи святых?

Людям, не имеющим отношения к религии, не всегда известно, что такое мощи. Слово "мощи" в прямом смысле означает останки, то, что осталось от человека после смерти. Ближайшие родственные слова – мочь, смочь, мощь – обозначают либо возможность совершить какое-то действие, либо большую силу, отсюда, видимо, нужно отталкиваться, когда мы называем мощами останки святых. Великомученики получили святой дар при жизни, особую Божественную Силу – Благодать, могли творить чудеса. Эта сила осталась в них и после смерти.

Что из себя представляют мощи святых – буквально – «останки, способные совершать действие». Действительно, очень часто около мощей святых происходят чудеса. Почему? Как объясняет Церковь, у праведного человека святы и душа, и тело, поэтому церковь почитает мощи как храм, как хранилище и источник божией благодати, которая может изливаться на всякого, кто обращается к нему с молитвой.

Как выглядят мощи святых?

Неверно мнение, что мощи – это исключительно тело, не подверженное тлению. Из чего состоят мощи святых и что значит мощи святых в православии - церковь разъясняет, что почитание мощей не связано с их нетлением, а только с наличествующей в них божьей силе, и отсутствие только телесного тления не является признаком святости.

  1. Во времена гонений Диоклетиана, мучеников за веру сжигали, отдавали зверям на растерзание, и поэтому верующими почитались любые останки – кости, пепел, прах.
  2. Императором Траяном святомученик Игнатий был брошен на растерзание зверям и остались от него только самые твердые кости, которые были благоговейно спрятаны почитателями.
  3. Священномученик Поликарп был зарублен мечом и после сожжен, но пепел и оставшиеся кости были бережно унесены верующими, как священный дар и залог благополучия

Было бы неправильно утверждать, что мощи существуют только в виде разрозненных костей.

  1. Когда были обретены мощи , они оказались нетленны.
  2. У была поговорка: «Держитесь за мою пяточку, и я приведу вас в царствие небесное». При обретении мощей Блаженной Матроны ее пятка оказалась не тронута тлением.

К лику святых причисляются только те праведники, на могилах которых совершаются многочисленные чудотворения, и только после открытия мощей можно увидеть, в каком виде они сохранились. Как свидетельствует Церковь, многие тела оказываются не тронутыми тлением, но ввиду отсутствия проявлений чудес, эти мощи святыми не признаются. На вопрос, как выглядят мощи, можно дать такой ответ - в широком смысле - это любые останки, в более узком – кости святых.

В чем хранятся мощи?

Что такое «обретение мощей»? Это обнаружение останков праведника и перенесение их в храм. Этот процесс сопровождается особым обрядом, а мощи помещают в специальный ящик, называемый «рака». Если мощи выставлены для почитания, они бывают облачены в парадные одежды, а сам ларец, в чем лежат мощи, изготавливается из ценных пород дерева, благородных металлов, как правило, в форме гроба. Его украшают, покрывают красивыми тканями. По большим праздникам раки выносят из храма. Небольшие раки называются ковчежцами или ларцами. Там находятся частицы мощей.


Чем отличаются мощи от частицы?

Древняя Церковь совершала в катакомбах на мощах святых праведников. В конце VIII века было установлено, что богослужения могут проводиться только в той церкви, где есть мощи святых. С тех пор в храмах введены антиминсы – освященный плат с прямыми углами, с небольшим зашитым карманом, куда помещается частичка святых мощей. Антиминс должен находиться в алтаре любого православного храма обязательно.

Когда освящение церковного престола осуществляется епископом, там тоже должны быть святые мощи. Они располагаются в специальном ящике под престолом. Это означает, что все богослужения совершаются при прямом присутствии святых. Что такое частица мощей святого – это часть, отделенная от более крупных. Феномен частиц мощей в том, что не имеет значения, какого размера часть – и большая и малая, они одинаково несут в себе Благодать, которой наполнен праведник. Для того и разделяют мощи, чтобы как можно больше людей могло прикоснуться к Божественной Силе.

Что значит - мощи мироточат?

Мироточение известно уже давно. Ведутся ожесточенные споры - что такое миро от мощей. Это жидкость, неизвестным образом возникающая на святынях. Бывает прозрачная, густая, как смола или жидкая, как слеза. Может благоухать, бывает целебным. Анализы, проведенные в лабораториях, показывают, что миро - органического происхождения. В настоящее время мироточат мощи Киево-Печерской лавры, Мироточивые главы – черепа безымянных православных святых. Ученые пока не могут объяснить феномен Мироточивых глав.

Зачем поклоняться мощам?

Церковь утверждает, что Иисус воскрес и духовно, и телесно. Поэтому освящена не только душа, но и тело. Оно становится носителем Божественной Благодати и распространяет эту Благодать вокруг. Традиции поклонения мощам уже очень много лет. Седьмой Вселенский собор прямо говорит, что такое мощи - это спасительные источники, изливающие на достойных Силу Божью через Христа, который в них обитает. Ответ на вопрос - зачем прикладываться к мощам святых прост -посредством прикосновения к священным предметам, мы приобщаемся к Божественной Благодати.


Как правильно прикладываться к мощам святых?

К святым мощам люди прикладываются по разным причинам, кто-то ищет исцеления, кто-то просто хочет прикоснуться к святыне. В любом случае люди надеются на помощь, поддержку. Существует своеобразная инструкция, как прикладываться к мощам святых.

  1. При подходе к святыне нужно дважды поклониться, можно сделать земной поклон. Никогда нельзя задерживать людей, поэтому, прежде, чем поклониться, нужно убедиться, что нет очереди.
  2. Женщины должны быть без косметики.
  3. После поклона можно перекреститься и прикоснуться к раке.
  4. Прочитать молитву, обратиться к святому. Можно попросить совета, рассказать о своей беде, прикосновение к святому предмету – это еще один способ обратиться к богу.
  5. Еще раз перекреститься, поклониться и отойти.

Что просить у мощей?

Люди часто прибегают к помощи святых. На земле всегда есть болезни, страдания. Даже богатый человек, живущий в роскоши, не зная голода, смертен, подвержен унынию и страху. Где найти защиту и утешение, если вокруг такие же люди со своими страхами. В церкви человек может получить успокоение, помощь в своей духовной бедности, укрепление в добродетели. Зачем нужны мощи святых – в них присутствует Благодать, которой они делятся с нами, ведь мертвые святые исцеляют, изгоняют наших демонов. Прикасаясь к святым мощам, мы напрямую соприкасаемся с Божественной силой.

«Я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»

После смерти матушки Матроны по её завещанию она была погребена на Даниловском кладбище, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих действующих московских храмов).

Более чем через тридцать лет после кончины матушки, её сделалась одним из святых мест православной Москвы, куда приезжали люди со всех концов России и из-за рубежа со своими бедами и болезнями.

Блаженная предсказывала: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».

8 марта 1998 года мощи были эксгумированы и доставлены в московский Данилов монастырь, затем перенесены в храм на территории и помещены в специальную гробницу (раку).

Покровский монастырь сегодня бережно хранит мощи Матроны Московской, к которым стекаются ежедневно сотни верующих. Не бывает такого дня, чтобы территория монастыря пустовала. Длинные очереди выстраиваются из людей, приехавших из разных уголков страны, приложиться к мощам святой, принести живые цветы, помолиться и попросить у Матронушки помощи.

Мощи блаженной не покидают пределов монастыря в Москве и ежедневно доступны для верующих. Но не лишены возможности поклониться праведной старице и жители других регионов. Регулярно в различные города России доставляются иконы и ковчеги с частицами мощей Матроны Московской. Как правило, прибытие святыни становится большим событием в жизни православных верующих. В храмы выстраиваются огромные очереди, а перед образом Матронушки ежедневно читают и поют песнопения.

Святыни Покровского монастыря

Помимо мощей в Покровском монастыре есть две иконы святой Матроны: одна большая на стене главного храма Покрова Пресвятой Богородицы, другая – в самом храме. У обоих образов не иссякают охапки живых цветов, не прекращается людской поток.

Вот как описываются чувства верующих перед иконой в различных источниках: «Что удивительно, подходя к иконе с просьбой, сразу чувствуешь внутренний ответ, приняла ли святая вопрос, или над ним надо ещё подумать. Когда молитва, просьба принята – на душе наступает удивительное облегчение, когда нет – легкое отторжение чувствуется очень явно».

Но это не значит, что святая Матрона не желает помочь. Просто надо крепко подумать – нужно ли тебе на самом деле то, о чем ты просишь? А не ждёшь ли ты помощи в худом, греховном деле? Матушка Матрона учила предавать себя на волю Божию. Давая верующим, она говорила: «люди как дети в саночках». Возят дитя в саночках, и нет никакой заботы. Господь Сам всё управит!»

Всех обращающихся за помощью Матрона укрепляет в вере, учит доверять Господу Иисусу Христу, закрыв глаза физические, открытые в мир сей, внутренним духовным оком слушать Его волю. В каком-то смысле самим ослепнуть для мира здешнего, дольнего, чтобы душе открылся мир – духовный, горний.

Покровский ставропигиальный женский монастырь

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре хранятся мощи девяти святых:

Лик святости Имя святого Храм Вид хранения
преподобный Сергий Радонежский Троицкий в раке
преподобный Максим Грек Духовская в раке
преподобный Антоний (Медведев) Духовская в раке
святитель Иннокентий Московский Успенский в раке
святитель Макарий (Невский) Успенский в раке
святитель Серапион Новгородский Никоновская под спудом
святитель Иоасаф Московский Никоновская под спудом
преподобный Дионисий Радонежский Никоновская под спудом
преподобный Михей Радонежский Михеевская под спудом

Пояснения к списку святых мощей Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Преподобный - лик святости для святых из монашествующих.
Святитель - лик святости для святых из епископского (архиерейского) чина.
Рака - сосуд для хранения мощей святых. Обычно изготавливается в форме гроба. Рака может открываться для поклонения.
Под спудом - форма хранения мощей в глухо запечатанных раках. Мощи под спудом не открываются для поклонения. Чаще всего мощи остаются в земле и над ними устанавливается пустое надгробие без открывающейся крышки.
Крипта, или нижняя церковь - одно или несколько подземных сводчатых помещений, расположенных под алтарной и хоральной частями храма и служащее для погребения и выставления для почитания мощей святых и мучеников.

Мощи преподобного Сергия Радонежского.

Не умаляя значения ни одного из святых, чьи мощи покоятся в Троице-Сергиевой лавре, а единственно с целью раскрытия темы лавры отметим некоторые факты из истории мощей преподобного Сергия Радонежского.

Преподобный Сергий Радонежский умер 25 сентября (8 октября нов.ст.) 1392 года. Святой смиренно завещал положить свое тело не в церкви , а на общем монастырском кладбище вместе с другими. Однако авторитет Сергия и любовь к нему братии заставили их обратиться за советом к митрополиту Киприану , который и повелел похоронить Сергия в Троицкой церкви. Так было положено начало посмертного почитания преподобного Сергия Радонежского.

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского.

5 (18 нов.ст.) июля 1422 года , через 30 лет после смерти Сергия, в связи с постройкой на месте старой деревянной Троицкой церкви новой каменной останки святого были извлечены и предстали в нетленном виде. Этот день отмечается как день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского . Деревянный гроб, в котором тело преподобного находилось в земле первые 30 лет хранится как святыня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. Сейчас он закрыт стеклянным саркофагом, поскольку, прикладываясь к нему, многие верующие старались откусить частицу святыни.

Канонизация Сергия Радонежского.

Официальной процедуры канонизации святых в православной церкви до 1547 года, когда прошел первый Макарьевский собор, не было. Но почитание Сергия Радонежского уже возникло и с 1439 начались попытки как-то закрепить его статус святого. Однако сделать это почти 10 лет не удавалось как по политическим - пленение великого князя Василия Темного, так и по внутрицерковным причинам – отсутствие официального митрополита на Руси. Тем не менее, уже в 1448 году появляются княжеские грамоты, в которых Сергий Радонежский упоминается в качестве местночтимого святого. Точная дата общегосударственной канонизации Сергия также не известна. Предполагается, что это произошло в период с 1449 по 1452 годы , а документом, свидетельствующим об этом, считается грамота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке.

В связи с канонизацией Сергия Радонежского необходимо упомянуть мнение преподобного Максима Грека , который открыто высказывал сомнения в святости Сергия . Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства».

В 1585 году мощи преподобного Сергия Радонежского перекладывают из деревянной раки в серебряную золоченую раку, изготовленную по заказу Ивана IV Грозного. Сам царь к этому времени уже умирает (18 (28 нов.ст.) марта 1584 года).

В 1737 году по заказу императрицы Анны Иоанновны над ракой с мощами преподобного ставится серебряный балдахин.

За весь дореволюционный период мощи преподобного Сергия Радонежского покидали лавру 3 раза:

  • 1709 год – во время пожара мощи вынесли на Красногорскую площадь перед лаврой.
  • 1746 год – во время пожара мощи вынесли на окраину города.
  • 1812 год – во время войны с Наполеоном мощи были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь.

Вскрытие мощей Сергия Радонежского.

20 января (2 февраля нов.ст.) 1918 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Декрет вступил в силу через три дня 23 января (5 февраля нов.ст.) 1918 года и был отменен постановлением Верховного Совета РСФСР от 25 октября 1990 года. Специально для реализации этого декрета в Народном Комиссариате Юстиции (НКЮ) был организован V отдел (позже стал отделом VIII) во главе с товарищем П.А.Красиковым. Интересен тот факт, что одним из членов комиссии по подготовке декрета и даже его возможным инициатором был священник (!) Михаил Галкин , настоятель церкви Преображения Господня в Петрограде.

Этим декретом большевики запустили общегосударственную антирелигиозную кампанию результатом которой стали разграбление и закрытие большинства религиозных учреждений всех конфессий, а апофеозом ее стало физическое уничтожение, лишение свободы, высылки духовенства. Важным элементом этой кампании было вскрытие и изъятие из церквей мощей святых.

Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского состоялось в пятницу 11 апреля 1919 года, накануне Лазаревой субботы.

Перед этим 1 апреля 1919 года состоялось Общее собрание Совета рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада, на котором фракция коммунистов внесла предложение о вскрытии мощей Сергия «считая, что мощи Сергия являются средством пошлой эксплуатации малосознательных масс и почвой для злостной агитации черного духовенства» (цитата из протокола собрания).
4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей Преподобного Сергия.

Однако и до этого собрания было понятно, что мощи преподобного Сергия будут вскрыты, поскольку в советской прессе широко освещались десятки уже произведенных вскрытий и было ясно, что это возведено в ранг государственной политики.

Предвидя надвигающиеся события в Крестопоклонную неделю профессор Московской Духовной Академии (располагалась в Троице-Сергиевой лавре) и настоятель академического Покровского храма иеромонах Варфоломей произнес проповедь о возможной угрозе вскрытия мощей Сергия и призывал молящихся подписываться под обращением о сохранении мощей. На следующий день тот же иеромонах Варфоломей произнес еще более пламенную проповедь, в которой сказал, что в России появился антихрист и что «Христа сейчас в России распинают вторично» . Монахи лавры стали собирать подписи граждан за сохранение мощей. Всего было собрано около 5000 подписей, что вероятно, составляло почти все грамотное население Сергиева Посада, поскольку всего в то время в городе проживало около 20 000 человек. (10 июля 1935 года Варфоломей был расстрелян в Бутырской тюрьме.)

Но машину коммунистического антирелигиозного террора остановить уже было невозможно.
11 апреля в исполком Сергиева Посада (Сергиев Посад тогда был переименован в Сергиев) стали собираться приглашенные на вскрытие мощей представители волостей и духовенства. О том, что именно будет происходить приглашенных не известили, но некоторые догадывались.

Во избежание возможных волнений рота курсантов, размещавшаяся в лавре, заняла все колокольни лавры, ворота и выставила посты на стены. У монахов были изъяты ключи от помещений лавры.

Народ стал собирался на Красногорской площади перед входом в лавру. Позади них выстроилась конная милиция.

После 17 часов представители власти и приглашенные заходят в лавру и идут актовый зал Духовной академии. Сюда же приходит наместник лавры архимандрит Кронид.

Председатель исполкома О.Г. Ванханен сообщает Крониду о том, что будет производится вскрытие мощей и желательно, чтобы это сделали сами представители духовенства. Кронид отказывается лично вскрывать мощи и сообщает, что мощи будет вскрывать благочинный лавры иеромонах Иона.

Все переходят в Троицкий собор. Народу собралось много. Сюда же допустили делегированных от толпы перед лаврой верующих. Устанавливается аппаратура для кино и фото съемки.

В 20 часов 50 минут начинается вскрытие мощей Сергия Радонежского.
В 22 часа 50 минут вскрытие завершается.

Вся процедура снимается на кинокамеру под руководством режиссера Льва Кулешова. К сожалению, качество съемок оказалось плохим и не все моменты вскрытия видны. Среди верующих этот факт интерпретировался как одно из чудес преподобного.

Кадры из этого фильма доступны в Интернете: Вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского .

После вскрытия мощи преподобного Сергия Радонежского были оставлены на прежнем месте и вместе с Троицким собором перешли в образованный историко-художественный музей.

Глава Сергия Радонежского.

История вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского содержит еще один интересный и важный момент:
Священнику отцу Павлу Александровичу Флоренскому , профессору Московской Духовной Академии, от тещи одного их комиссаров Сергиева Посада стало известно о готовящемся вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского. Последовавшие за этим события доподлинно неизвестны и сохранились только в виде семейного предания потомков П.Флоренского. По одной из версий предполагается, что Флоренский, будучи обеспокоен сохранностью мощей преподобного Сергия, сообщил полученные сведения наместнику лавры архимантриту Крониду (К.П.Любимов) и графу Ю. А. Олсуфьеву , члену Комиссии по охране памятников истории и старины Троице-Сергиевой лавры. Затем они тайно проникли в Троицкий собор и отделили главу (череп) святого, которую заменили головой (черепом) погребённого в соборе князя Трубецкого . Главу Сергия Радонежского спрятали в ризнице, откуда затем граф Олсуфьев переместил ее в дубовый ковчег и перенёс к себе домой.

Когда именно было произведено отделение главы, до вскрытия мощей или после, точно неизвестно, поскольку никаких документов нет и быть не должно было. Устные свидетельства потомков Павла Флоренского несколько противоречивы. Предположительно отделение главы святого от основного массива мощей могло произойти в период от нескольких дней до вскрытия мощей до конца марта 1920 года, когда власти планировали перевезти мощи из Троице-Сергиевой лавры в один из московских музеев. Однако сам факт отделения главы не оспаривается.

Олсуфьев хранил ковчег с головой святого у себя в доме, а в 1928 году закопал его в саду и уехал в Москву. К сожалению, дальнейшая история сохранения святой реликвии становится еще более неоднозначной и по этой причине я ограничусь только констатацией того, что в 1946 году мощи преподобного Сергия Радонежского были воссоединены с главой.

Все участники тайного отделения главы преподобного Сергия Радонежского впоследствии были арестованы и расстреляны:

  • Архимандрит Кронид (Константин Петрович Любимов) – расстрелян 10.12.1937 на полигоне в Бутово. В 2000 году причислен к лику святых.
  • Павел Александрович Флоренский – расстрелян 8.12.1937 года под Ленинградом
  • Юрий Александрович Олсуфьев - расстрелян 14.03.1938 на полигоне в Бутово

Об истории сохранения главы Сергия Радонежского снят документальный фильм Пятое клеймо. Тайна Сергиева Посада.

Эвакуация и возвращение мощей Сергия Радонежского.

Осенью 1941 года мощи, наряду с другими ценностями Троице-Сергиевой лавры были эвакуированы в город Соликамск. В 1946 году перед Пасхой часть Троице-Сергиевой лавры была возвращена Московской Патриархии, в том числе были возвращены и мощи преподобного Сергия с ракой и балдахином. Но Троицкий собор все еще оставался в составе Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и мощи временно расположили в Успенском соборе лавры. В настоящее время мощи преподобного Сергия Радонежского покоятся на своем историческом месте в Троицком соборе.